Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью

Психология лиц с умственной отсталостью

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.4. Содержание разделов дисциплины

Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История возникновения психологии лиц с умственной отсталостью как науки. Связь психологии лиц с умственной отсталостью с общей психологией, возрастной психологией, психологией личности и смежными науками (невропатологией, патопсихологией, генетикой и др.). Категориальный аппарат специальной психологии.

Структура психики. Психика ребенка с точки зрения теории отражения; психика как отражение объективной действительности; психика как свойство мозга; сознание как высший уровень развития психики.

Роль биологических и социальных факторов в развитии психики и формировании личности ребенка. Влияние аномального фактора на развитие психики и формирование личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Использование теории Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка в работе дефектолога или олигофренопедагога. Значение обучения как одного из условий развития психики нормального и аномального ребенка.

Содержание понятия “умственная отсталость”. Основные психологические критерии умственной недостаточности. Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция, слабоумие. Степени умственной отсталости. Причины умственной отсталости.

Сходные и отличительные признаки психической деятельности детей с ранними (до 3х лет) и более поздними (после 3-5 лет) вариантами умственной отсталости.

Состав учащихся вспомогательной школы. Психическое развитие детей-олигофренов. Олигофрения как врожденная и раноприобретенная аномалия ЦНС.

Классификации олигофрении: по этиологии, по степени выраженности интеллектуального дефекта, по клинико-патогенетическим проявлениям (неосложненная, осложненная, типичная и атипичная формы).

Классификация олигофрении М.С.Певзнер и ее использование для характеристики состава учащихся младших классов специальной коррекционной школы.

Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной коррекционной школе. Глубоко умственно отсталые дети. Дети со сходными с умственной отсталостью состояниями: дети с ЗПР, дети с нарушениями анализаторов, дети с ДЦП, дети с акалькулией, дети с психопатоподобной формой поведения, педагогически запущенные дети, дети с РДА.

Критерии отграничения умственной отсталости от сходных состояний. Сходство и отличие ЗПР церебрально-органического генеза от олигофрении.

Роль чувственного познания в практической и интеллектуальной деятельности ребенка. Физиологические механизмы ощущений.

Виды ощущений. Особенности развития ощущений у детей с нарушениями интеллекта. Особенности чувствительности.

Ощущение и восприятие. Особенности восприятия умственно отсталых детей: нарушение целостности, осмысленности, целенаправленности, избирательности, темпа, объема. Характеристика целостности восприятия у детей с психическим недоразвитием дошкольного и младшего школьного возраста.

Восприятие и анализ натуральных объектов детьми-олигофренами: восприятие формы, цвета, величины, положения в пространстве.

Особенности формирования представлений у детей с умственной недостаточностью. Особенности представлений у детей с интеллектуальной патологией: схематизм, упрощенность, бедность, неполнота, искаженность, неточность, фрагментарность.

Пространственные и временные представления: исторические, географические, представления о явлениях природы.

Особенности зрительных представлений у умственно отсталых детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Физиологические механизмы памяти. Причины нарушения памяти у детей с интеллектуальной патологией. Процессы памяти. Виды памяти. Непреднамеренное и преднамеренное запоминание у детей с интеллектуальным дефектом.

Особенности логической и механической памяти у учащихся младших и старших классов специальной коррекционной школы.

Особенности воспроизведения словесного материала умственно отсталыми учащимися в зависимости от способа запоминания.

Нарушения внимания и их причины. Свойства внимания умственно отсталых детей. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Особенности целевых и волевых компонентов в произвольном внимании детей с интеллектуальной патологией. Особенности ориентировочного рефлекса. Зависимость внимания от содержания деятельности. Патологические расстройства внимания.

Бедность и упрощенность воображения детей с интеллектуальной патологией. Особенности образов воссоздающего воображения. Возрастные и индивидуальные особенности воображения у детей с интеллектуальной патологией.

Мышление – высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Виды и формы мышления. Нарушение мышления как ведущий дефект в структуре психической деятельности детей с умственной отсталостью. Особенности наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Некритичность и несамостоятельность мышления. Слабость регулирующей роли мышления. Особенность понимания детьми причинно-следственных взаимосвязей. Особенности операциональной стороны мышления: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, абстрагирование и систематизация.

Характеристика суждений, умозаключений и доказательств у учащихся старших классов при анализе причинно-следственных связей.

Характеристика этапов развития речи у ребенка с сохранным интеллектом. Общие и специфические нарушения речи у детей с умственной отсталостью: запаздывание развития речи, нарушение фонематического слуха, недостатки произношения, слабая мотивация, недостаточная речевая активность.

Речь в структуре предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности умственно отсталого ребенка.

Особенности овладения устной и письменной речью. Устная речь. Особенности словаря. Понимание и употребление слов. Соотношение между активным и пассивным словарем. Грамматический строй речи. Особенности диалогической и монологической речи. Особенности чтения. Паралингвистические компоненты: интонация, выразительность, тембр – при синтетическом способе чтения художественных текстов умственно отсталыми учащимися.

Понятие о личности. Роль биологичеких и социальных факторов в развитии личности. Проблема наследования психических свойств.

Особенности формирования идеалов, мировоззрения, склонностей у детей с интеллектуальным дефектом. Характер изменения самооценки на разных этапах коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Причины своеобразия эмоций и чувств. Слабость интеллектуальной регуляции эмоций и чувств у умственно отсталых детей. Особенности формирования чувств у детей с интеллектуальным дефектом.

Характеристика эмоциональных состояний детей с умственной отсталостью, их соответствие содержанию ситуации. Дисгармония в развитии элементарных и высших чувств. Своеобразие развития высших чувств: интеллектуаьных, моральных, эстетических. Особенности высших чувств как мотивов поведения. Патологические особенности настроений: раздражительность, апатия, депрессия, эйфория.

Особенности волевых качеств у детей с интеллектуальной патологией. Слабость интеллектуальной регуляции воли. Нарушение целенаправленности, недоразвитие мотивации, неустойчивость намерений, упрямство, негативизм. Патологические расстройства воли: абулия, гипобулия, гипербулия. Значение эмоций и воли в практической и познавательной деятельности.

Характер и структура личности умственно отсталых школьников. Влияние особенностей ВНД на становление характера. Влияние социально-психологических условий на формирование и становление характера. Недостатки характера у детей с интеллектуальной патологией. Привычка как одно из средств формирования характера. Пути изменения дурных привычек. Коррекция недостатков характера в условиях школы и семьи.

ношений у детей с интеллектуальной патологией. Внутригрупповая дифференциация. Виды групповых объединений. Зависимость внутригруппового ранжирования от типа нервной системы и текущего болезненного процесса. Типология лидерства в классах вспомогательной школы. Коррекция межличностных отношений школьников с интеллектуальной патологией.

Понятие о деятельности. Структура деятельности. Роль деятельности в формировании психики человека в онтогенезе.

Недоразвитие самоконтроля и саморегуляции в деятельности. Недостаточная мотивация, нарушение целенаправленности, уход от трудностей, неадекватность способов действия, некритичное отношение к результатам деятельности, неумение соотнести результаты с предъявленными требованиями. Повышенная утомляемость, сниженная работоспособность. Нарушение ориентации в задаче, проблемной ситуации.

Особенности игровой деятельности. Особенности учебной деятельности. Трудовая деятельность и ее роль в коррекции сенсорной и познавательной сфер у детей с недостатками интеллекта.

Принципы, задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальной патологией. Изучение педагогической и медицинской документации, изучение продуктов детской деятельности. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод анкетирования.

Организация и методика экспериментального психологичекого изучения учащихся специальной коррекционной школы. Катамнестический метод.

Темы рефератов

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности 050716 – «Специальная психология».

Учебно-методический комплекс по дисциплина утвержден на заседании кафедры олигофренопедагогики и специальной психологи ИКП СГПУ (протокол № 1, от 6 сентября 2007г.)

Методическая разработка по теме: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Не зрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности. 


Можно ли давать ребенку левомицетин
Можно ли давать ребенку лимфомиозот
Можно ли давать ребенку лосятину
Можно ли давать ребенку мед при температуре
Можно ли давать ребенку медвежий жир