Эмоциональное развитие ребенка в игре

Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития

Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Необходимо уметь понимать свои чувства, поступки, мотивы поведения: любить себя, знать себя, заботиться о себе, здоровом или больном. А научить детей быть счастливыми, должны мы – взрослые.

Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность.

Но даже нормально развивающийся ребёнок часто находится под влиянием переполняющих его чувств. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы малыш научился свои переживания, понимать эмоции других людей.

У детей с задержкой психического развития часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки, неадекватность поведения. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребёнком. В работе нужно адекватно оценивать его реальный “эмоциональный” возраст, который может быть значительно меньше реального биологического возраста, то есть наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребёнка. Специалистами (К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др.) подчёркивается необходимость ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, одной из составляющих которой является формирование эмоционально- личностной сферы ребёнка, проводимое систематически, терпеливо, и постепенно.

Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей с ЗПР может быть различной и в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Р. Рубинштейн, “эмоциине развиваются сами по себе,… основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема”.

То, что дети с ЗПР дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели воспитатели и использовали их в повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

Наш педагогический коллектив работает по Программе коррекционно развивающего обучения дошкольников с ЗПР, в частности по разделу “Здоровье” Екжановой Е.А.

Врач- психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула такую идею: “Здоровье человека можно представить в виде круга состоящего из 4-х составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность, главная задача сбалансировать все аспекты вокруг здоровья”. Итак, эмоциональная сфера рассматривается как неотъемлемая часть здоровья.

Как грамотно построить работу воспитателя по коррекции социально-эмоциональных нарушений. Желательно пройти обучение по данной проблеме. Если нет возможности, то начать работу с изучения соответствующей литературы. Можно обратиться за консультацией к психологу ДОУ, к педагогам, углубленно работающим по данной проблеме.

Создать предметно-развивающую среду в группе в соответствие с возрастом детей и требованиями ДОУ. Социально-эмоциональный уголок выделяется отдельно, либо органично сочетается с уголком “ Здоровья”. В течение учебного года предметно-развивающая среда регулярно пополняется. (Прилагается примерное содержание социально-эмоционального уголка в соответствии с возрастом.)

В начале учебного года необходимо провести диагностическое обследование нарушений эмоционально волевой сферы у детей с ЗПР с привлечением дефектолога, психолога, врача – невролога. Результаты обследования зафиксировать в дневнике наблюдения за ребёнком, поставленные задачи необходимо отразить в индивидуально-ориентированной программе. Педагог должен знать, каким проблемам ребёнка необходимо уделить больше времени и внимания.

Вся, проводимая работа с детьми, должна отражаться педагогами в планировании, как в перспективном, так и в календарном.

Большую помощь в организации работы с детьми с ЗПР по социально-эмоциональному воспитанию и обучению детей может оказать программа “ Я, ты, мы.” Программа состоит из трёх основных разделов: “Уверенность в себе”, “Чувства, желания, взгляды.”, “Социальные навыки”. Реализация программы в каждом дошкольном учреждении может проходить по разному. Вместе с тем, программа “Я, ты, мы”, в силу её особой значимости для развития личности ребёнка, требует строгого соблюдения следующих основных принципов. Системность. Работа по программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять её в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Нерегламентированная деятельность детей осуществляется как до обеда, так и во второй половине дня. Интеграция программного содержания. Программа может использоваться как самостоятельная парциальная программа и в то же время выступать составной частью какой-либо комплексной программы. Главное, чтобы программа естественно и органично входила в целостный педагогический процесс. Интеграция целесообразна с содержанием занятий по изобразительной и театрализованной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, экологическому и физическому воспитанию, а также игровой деятельности. Координация деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и узких специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определённые темы. Преемственность взаимодействия с ребёнком в д/с и в семье. Очень важно объяснить родителям цели и задачи программы, как её реализация поможет их ребёнку и что родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Каждый педагог должен осуществлять творческий подход к решению проблем по социально-эмоциональному воспитанию детей с ЗПР и коррекции их развития. Предлагается использовать в работе следующие методы и приёмы. Перед каждым видом деятельности дать установку на терпение, взаимоуважение, внимание. Ввести ритуалы начала занятия. Его можно менять, но не часто. “Волшебный клубочек”, “Улыбнись другу”, “Солнечные лучики” и другие. Вместо вопроса “Что понравилось?” спросите: “За кого ты порадовался?”, “Что тебя огорчило?”, можно спеть песню о дружбе, сказать в заключение: “Всем большое спасибо!” или придумать другой ритуал конца занятия. Необходимо пронизывать содержание всех видов деятельности социально-эмоциональным развитием. “Утро радостных встреч” проводить только на положительных эмоциях. В утреннюю гимнастику включать упражнения на эмоции: медведь идёт сердитый, после зимней спячки голодный; медведь - весёлый, мёд несёт; волк злой; волк смешной и т.д. Упражнение “Незнайка” - поднять плечи, руки развести в стороны и сказать: “Не знаю” очень грустно и т.д.

По проблеме коррекции развития социально-эмоциональной сферы детей с ЗПР я работаю третий год и предлагаю опыт своей работы, игры и упражнения, которые я использую в практической работе с детьми. Необходимо отметить, что придумывая или подбирая игры, я прежде всего учитываю возраст детей, их индивидуальные особенности, проблемы их развития, состояние здоровья, проблемы семьи. Игры провожу в утреннее и вечернее время или перед обедом.

Игры на выражение эмоциональных состояний

Умение выражать свои эмоции и управлять ими — важный фактор при общении людей. Для того чтобы понять настроение и чувства другого человека, нужно научиться сопереживать, а поможет нам в этом метод эмпатии — умение прочувствовать внутреннее состояние собеседника. Дети хорошо владеют этим методом: они безошибочно чувствуют, кто их любит, а кто нет; кто хороший человек, а кто плохой. Но не всегда умеют правильно выражать свои эмоции и управлять ими. Существуют игры и упражнения, которые учат ребенка этому. Предлагаем некоторые из таких игр.

◈ Напомните малышу о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».

◈ «Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».

◈ Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.

◈ Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?

◈ Когда ребенок научится правильно изображать эмоции, ему можно предложить менять мимику лица: с грустного на веселое (больной ребенок выздоровел), с сердитого на радостное (ему починили игрушку) и т. п.

◈ Он может смотреть при этом в зеркало, чтобы не только чувствовать эмоциональное состояние, но и видеть, как он его изображает.

◈ Недаром говорят: «Хитрая лиса»! Предложите ребенку вспомнить сказки, в которых лиса кого-нибудь обманывает. Пусть он представит лису, которая хочет обманом выманить у волка петуха. Как она может это сделать? (Предложить волку свою помощь — посторожить петуха — или напугать волка известием, что по его следам идут охотники.) Пусть ребенок попытается изобразить лису в тот момент, когда она крадется к волку. Напомните ребенку о том, что это нужно делать так, чтобы было видно, что лиса что-то затевает.

◈ Предложите ребенку изобразить волка, у которого лиса украла петуха. Поговорите о том, как разозлился волк, когда узнал об этом.

◈ Вспомните вместе с ребенком, как наблюдали летом за бабочкой, пьющей нектар цветка. Отметьте, что ей нравится этот сладкий сок. Предложите ребенку представить себя такой бабочкой. Пусть он попытается почувствовать, как хорошо пахнет цветок.

◈ Предложите ребенку вспомнить, как вы наблюдали за замерзшими в морозы птицами, как они сидели нахохлившись, сжавшись в комочек, дрожали, прятали под крыло голову. Дайте ему задание показать замерзшего воробья. Посоветуйте ему закрыть глаза, чтобы лучше войти в образ.

◈ Поговорите с ребенком о том, как больно, наверное, сломанному цветку, ведь он такой же живой, как и мы. Теперь он засохнет. Предложите изобразить это.


Что можно подарить девочке на день рождения 10 лет
Что можно подарить девочке на день рождения 13 лет
Что можно подарить девочке на день рождения 8 лет
Что можно подарить девочке на один год
Что можно подарить девочке на один годик