Физическое развитие детей и подростков его показатели. методы определения

Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий: Баранов А.А.

Монография предназначена для врачей отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских поликлиник, врачей и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологической надзор, научных сотрудников в области гигиены и охраны здоровья детей и подростков и педиатрии, работников образовательных учреждений. Может быть полезна студентам, врачам-интернам, обучающимся в системе последипломного профессионального образования.

Основные термины и определения

АНТРОПОЛОГИЯ — наука о человеке, включающая в себя широкий комплекс знаний как биологического, так и социального характера.

АНТРОПОМЕТР — прибор для проведения измерений «высоты расположения» над уровнем пола антропометрических точек.

АНТРОПОМЕТРИЯ — проведение точных измерений на живых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария. В зависимости от решаемых задач включает в себя: дошкольную и школьную антропометрию, военную, профессиональную, а также физкультурную антропометрию.

АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. ассе1егайо — ускорение) — ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков в нашем столетии по сравнению с аналогичными показателями у представителей предшествующих поколений.

АУКСОЛОГИЯ (от греч. аихапо — расти) — раздел возрастной антропологии, изучающий закономерности роста и развития подрастающего поколения.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — временная характеристика, отражающая темпы индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Существуют различные критерии для определения биологического возраста: костный возраст, или скелетная зрелость (определяется по возрастной дифференцировке костей скелета); зубной возраст, или зубная зрелость (определяется на основе числа и последовательности прорезавшихся зубов, как молочных, так и постоянных); половое развитие (определяется по времени появления, последовательности и степени развития вторичных половых признаков и наиболее часто используется как критерий биологического возраста при массовых обследованиях). Существуют другие, не столь четко определяемые критерии биологического возраста. Например, так называемая «общая морфологическая зрелость», выражающаяся весоростовыми соотношениями и изменениями пропорций тела, или возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев невысока.

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД — отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма, тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.

ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ — закономерность, обусловленная тем, что фазы максимальной интенсивности деления клеток (фазы митоза) и фазы их дифференцировки у растущего ребенка не совпадают во времени. Общая тенденция этих процессов определяется законом прогрессивного дифференцирования И. И. Шмальгаузена: относительная масса индифферентных (недифференцированных, незрелых) тканей в организме уменьшается обратно пропорционально возрасту. Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается в тех структурных образованиях и функциях, которые обеспечивают выживаемость организма. В период интенсивного роста и развития функциональной системы наблюдается ее повышенная чувствительность к действию специфических факторов. Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой для дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.

ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ — прекращение акцелерации роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Процесс децелера - ции начал проявлять себя во всех экономически развитых странах с 80х — 90х годов ХХ столетия.

КАЛИПЕР — прибор для измерения толщины кожно-жировых складок (для этих целей может использоваться и скользящий циркуль).

КОНСТИТУЦИЯ — целостность морфологических и функциональных признаков (унаследованных и приобретенных), обуславливающая особенности реактивности организма человека.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ - одна из закономерностей, связанная с непрерывно и поступательно протекающими процессами роста и развития; однако их темп имеет нелинейную зависимость от возраста: чем моложе организм, тем более интенсивно протекают процессы его роста и развития.

ОСАНКА — привычная поза непринужденного стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения. У детей и подростков имеет возрастные особенности.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ — различия между полами по ряду признаков, включая такие, как размеры и форма тела, темпы роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Половой диморфизм учитывается при гигиеническом нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса, спортивном отборе и подготовке юных спортсменов, при профессиональной ориентации.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ — определяется у девочек: по возрасту менархе, уровню развития вторичных половых признаков (оволосение лобка, подмышечных впадин, развития молочной железы); у мальчиков: по развитию вторичных половых органов (оволосение лобка, подмышечных впадин, лица), а также по размерам половых органов.

ПОДРОСТКОВЫЙ СКАЧОК РОСТА — достижение максимальной скорости роста по длине тела и другим параметрам во время пубертатного периода.

ПУБЕРТАТ — период онтогенеза, когда изменения в процессах роста и развития приводят к половому созреванию, половой зрелости и достижению взрослого состояния.

РОСТ — процесс количественного увеличения размеров и массы тела. К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, индивидуальное разнообразие.

РОСТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ продольные — изучение роста, при котором дети обследуются многократно через более или менее регулярные интервалы времени.

РОСТОВЫЕ КРИВЫЕ — линии, описывающие возрастные изменения тканей, органов и размеров тела. Бывают двух видов: дистантные и скоростные. В первом случае оцениваются величины признаков, достигнутые к тому или иному возрасту, во втором — их приросты.

СЕКУЛЯРНЫЙ ТРЕНД (вековая тенденция) — изменения, происходящие в развитии человека (увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, продолжительности жизни и др.); включает в себя акцелерацию роста и развития подрастающего поколения.

СТАНДАРТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - нормативы для оценки физического развития ребенка и коллектива с учетом региональных и временных особенностей развития популяции.

ТОТАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА (размерные признаки) — основные антропометрические показатели (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и развития человека, а также индивидуальные и групповые различия разных этно-террито - риальных и возрастно-половых контингентов.

ФИЗИОМЕТРИЯ — измерение функциональных показателей (спирометрия — жизненная емкость легких, динамометрия — мышечная сила рук).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (календарный, паспортный) — возраст индивидуума в годах, месяцах и днях с момента рождения.

ЮНОШЕСКИЙ СПУРТ — период быстрого соматического роста, совпадающего с половым созреванием организма. У девочек наступает примерно на два года раньше, чем у мальчиков.

Методы оценки физического развития детей и подростков

Показатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы.

Метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Метод цен-тильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.

Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи.

Определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него.

В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также (сроки появления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей).

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюстях суммарно.

В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.

При проведении филиппинского теста правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове.

Филиппинский тест считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины. Отношение окружности головы к длине тела (коэффициент ОГ/ДТ = 100 %) определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Показатели физического развития. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический...

Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение). На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Применение получили метод средних квадратических отклонений и метод построения шкал регрессии. Разработаны и регулярно обновляются стандарты физического развития у детей и подростков.

По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей относятся ко II–III группам здоровья, это указывает на н. Оценка состояния здоровья детей и подростков.

Методы оценки физического развития детей и подростков. Метод сигмальных отклонений Показатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями,... подробнее ».

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенси. Цент ильный метод оценки физического развития.

Цент ильный метод оценки физического развития. Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет.


Чем занять детей на каникулах дома
Чем занять детей на море
Чем занять детей на осенних каникулах
Чем занять детей на празднике
Чем занять детей на улице летом