Развитие личности ребенка через игру на народных инструментах

Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся-теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.

У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости” - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становиться ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благодарный путь возрождения забытых ценностей.

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными   праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственн   связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

5.Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.

6. Использовать устное народное творчество для развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) фонематического слуха, правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек — готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Опираясь на программу “Наследие” М. Ю. Новицкой, работу по приобщению детей к русским традициям и народной культуре распределила по пяти основным циклам: “Круглый год”, “Встанем в круг”, “Семейный круг”, “Азбука народной мудрости”, “Волшебный завиток”. Каждый из этих блоков относительно самостоятелен и имеет определенный круг задач.

Цикл “Круглый год” построен на основе народного календаря. Он ознакомит детей с жизнью природы, способствует чувственно-эмоциональному развитию ребенка, формирует исторический кругозор через изобразительную и театральную деятельность. Познавательная деятельность, организованная в мирном ритме календаря – день за днем, позволяет ребенку как нельзя лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и время как единое целое.

Цикл “Семейный круг” служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку идет в нескольких направлениях. Она опирается на вторую важнейшую объединяющую людей духовную ценность – гармонию семейных взаимоотношений, дружное взаимодействие разных поколений ради общего блага.

Цикл “Встанем в круг” , основанный на народных играх, он решает задачи специального, эмоционального, сенсорного, физического и психического развития детей.

Материал народной игровой культуры используется в самых разных целях: активизация памяти, внимания, мышления; подготовка детей к определенным видам деятельности, социальным ролям, решению психокоррекционных задач, повышению двигательной активности детей.

Цикл “Азбука народной мудрости”. Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям разных фольклорных жанров, к ценностям родной культуры через литературу, что выделено в отдельный цикл ввиду его особой принципиальной значимости, хотя можно рассматривать его также как одно из направлений цикла “Семейный круг”. Ведь издавна традиция семейного чтения была важнейшей составляющей национального воспитания. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании эталонных представлений ребенка о добре и зле, которые в последствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

Цикл “Волшебный завиток” призван знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливают изделия, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах и воспитывать при этом чувство формы, ритма, симметрии. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех ранее названных циклов.

Предлагаю вашему вниманию разработанный мною перспективный план для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Поэтапно-перспективный план по ознакомлению детей  подготовительной группы с народнымикалендарно-обрядовыми праздниками .

Проект (старшая группа) на тему: Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Именно поэтому важным является социально-личностное развитие дошкольников через развитие игровых действий и умений.

Подписи к слайдам:

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни . Именно поэтому важным является социально-личностное развитие дошкольников через развитие игровых действий и умений.

- сформированность игровых навыков в соответствии с возрастом детей, - осознанность, системность знаний; свободное владение материалом педагогами, - устойчивость интересов и потребностей детей, адекватность эмоциональных проявлений; - стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры Подготовила воспитатель подготовительной группы Маркелова Екатерина Оганесовна МАДОУ « Детский сад 65» Казань Этапы работы : подготовительный Основной Заключительный

• Наблюдение • Мониторинг развития социально-личностных качеств • Родительское собрание « Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» • Использование игр в разных видах деятельности; • Подготовка и проведение консультаций для родителей по вопросам организации и руководства детской игры • Повторная диагностика социальных навыков у детей; • Определение полученных показателей и результатов проекта; Сравнительный анализ полученных данных I- Игровые умения II- Коммуникативные навыки III- Нравственные нормы и правила Задачи проекта:

формировать культуру общения воспитывать у детей доверительное отношение к окружающим, чувство ответственности за другого;

разработать систему игр и упражнений по социально-личностному развитию детей; Сюжетно-ролевые игры Цель проекта.

Меню