Развитие личности ребенка на основе культурно национального наследия

Национальная культура как средство формирования национального самосознания личности будущего педагога и его воспитанников

Современный период в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, связан с коренной трансформацией мировоззрения, пересмотром базовых ценностей, многократно возросшей ответственностью личности и общества за выбор социально-ценностных ориентиров. С одной стороны, по мере расширения международной интеграции происходит интернационализация культуры и быта, т. е. значительно увеличивается взаимовлияние и взаимообогащение разных культур. С другой стороны, быстрыми темпами растет национальное самосознание, которое выражается в повышенном интересе к традициям и ценностям исторического прошлого и культурного наследия, к сохранению национального языка, обычаев, фольклора, искусства, декоративно-прикладного творчества.

Рост национального самосознания порождает самые разнообразные по направленности, глубине и силе воздействия процессы. Национальные интересы не могут не учитываться сегодня при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом. Особенно важны они в решении проблем национального образования, т. к. национальные интересы в самом широком плане включают значительный круг интеллектуальных, исторических, нравственных и культурных ценностей. Стремление народов к самоопределению и упрочению самостоятельности обостряет потребность в формировании национального самосознания подрастающего поколения, что, в первую очередь, затрагивает школу и педагогическую науку.

Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании национального самосознания личности, т.к. система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов населяющих Россию, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную толерантность, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что отражено в национальной доктрине образования Российской Федерации. В ней определены основные цели и задачи государства в решении выше поставленных задач в сфере образования: – гармонизация национальных и этнокультурных отношений; – сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; – сохранение языков и культур всех народов РФ [6].

Учитывая современные условия, когда отмечается подъем гражданственности, социальной активности, уровня национального самосознания, интереса к культурно-историческим ценностям и традициям татарского народа появляется необходимость в подготовке специалистов, являющихся носителями национальной культуры, менталитета, психологии, способных пробудить интерес к национальной культуре своего народа, формировать национальное самосознание подрастающего поколения средствами национальной культуры.

Постановка вопроса о сущности формирования национального самосознания студентов педагогических факультетов педвуза обусловлена изменениями в общественных отношениях, которые возникли в связи с тенденциями регионализации, реализующимися на государственно-политическом, экономическом уровнях и транслируются в сфере образования. В соответствии с основными направлениями регионализации становится необходимым обеспечение единой политики в области подготовки кадров с высоким уровнем сформированности национального самосознания, соответствующих запросам общества, с одной стороны, и сохранение, возрождение и преобразование ценностей и традиций национальной культуры народов конкретного региона, переосмысление их исторического опыта, национальных ценностей, выражающих нравственные принципы народа и воплощенных в духовности народа, с другой.

Степень развития личности студента как носителя национальной художественно-педагогической культуры определяется на интеллектуальном уровне – целостностью и систематизированностью знаний о национальной культуре; на эмоционально-ценностном уровне интересом и направленностью личности на овладение национальной культурой; умением идентифицировать явления национальной культуры; на поведенческом уровне – умением использовать элементы национальной культуры в предстоящей педагогической деятельности. С точки зрения ряда ученых (О.А.Абдуллина [1], К.Т. Гизатов [3], Г.В. Мухаметзянова [4], Г.В. Мухаметзянова [5]) методическую основу концепции национального образования составляет соответствие структуры содержания образования и воспитания этнофилософским традициям и особенностям, национально-специфическим характеристикам гармонического единства физической стороны, психоэмоциональной сферы и духовно-интеллектуальных сил представителей нации.

Актуальность включения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс определяется углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания. Одним из основных противоречий, сопровождающих весь процесс развития педагогики, являются противоречия между “…универсальной общечеловеческой миссией образования и его столь же неотъемлемой функцией механизма передачи уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности” [8]. Существует как минимум два подхода в разрешении этой проблемы. Часть философов, психологов, педагогов считают необходимым интеграцию национальных образовательных систем в единое мировое общеобразовательное пространство, сохраняя и поддерживая при этом “…национальные особенности и приоритеты интегрируемых образовательных систем” [2]. Другие уверены, что школа и вся система образования должны быть, прежде всего, ориентированы на личность с определенными национальными характеристиками. Личность не может быть самобытной без национального своеобразия: “Чем выше духовное чувство национального, тем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека” [7]. Отсюда, задача современной российской школы – формирование национального самосознания подрастающего поколения, способствующего воспитанию духовной личности, готовой служить верой и правдой своей Родине и своему народу.

Одним из определяющих факторов самосознания современных народов является, прежде всего, осознание общности культурных ценностей как достояния народов и человечества. Относительно нациеобъединяющей роли культуры Э. Геллнер отмечал: “Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения” [2]. Именно культура, по мнению многих ученых, лежит в основе национальной дифференциации общностей и национальной самоидентификации индивида.

Национальная культура является одним из средств формирования национального самосознания, она представляет собой определяющий фактор жизнедеятельности любого народа и является базой и стимулирующим фактором для развития национального самосознания как личности, так и общности в целом.

Исследования и анализ истории развития и особенностей декоративно-прикладного искусства татарского народа позволяют судить о высоком педагогическом потенциале народного творчества татар в эстетическом воспитании, художественном образовании и формировании национального самосознания личности как будущих учителей начальных классов так и их воспитанников-учащихся младшего школьного возраста.

Использование национальных художественных традиций в подготовке учителя начальных классов к формированию национального самосознания может быть осуществлено в процессе изучения разработанного нами интегрированного с дисциплиной “Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом” и педагогической практикой студентов в школе, специального курса “Декоративно-прикладное искусство татарского народа”.

При моделировании состава, структуры и содержания специального курса по профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа мы учитывали:

Основные элементы структуры учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе: – усвоение знаний в их двойной функции как расширяющих научный, культурный кругозор, так и одновременно выступающих средством формирования национального самосознания студентов; – вооружение студентов умениями организации учебной, внеучебной, воспитательной работы, направленной на формирование национального самосознания учащихся; – формирование активной жизненной позиции, саморегуляции поведения личности будущего учителя с позиции носителя и транслятора художественной культуры своего народа.

Составляющие системы художественного образования и эстетического воспитания студентов в педвузе: – совокупность эстетических и художественно-практических знаний о декоративно-прикладном искусстве татарского народа как части общечеловеческой культуры, особом типе художественного творчества; – совокупность способов и опыта художественно-творческой деятельности на основе принципов декоративно-прикладного искусства татар; – опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности и искусству (личностная ориентация на огромное общественное значение татарского ДПИ в формировании национального самосознания младших школьников).

Новейшие направления школьной и вузовской педагогики и методики обучения и воспитания: – знание теоретических основ методики формирования национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа; – функциональное владение методикой формирования национального самосознания средствами татарского ДПИ на уровне современных научно-педагогических и методических требований; – моделирование учебно-творческих заданий при освоении декоративно-прикладного искусства татарского народа, влияющих на формирование национального самосознания младших школьников.

Разрабатывая структуру и основное содержание спецкурса, как совокупность теоретической, художественно-практической и методической подготовки студентов средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа можно выделить три блока подготовки и содержание этих блоков:

Теоретическая подготовка – изучение декоративно-прикладного искусства татарского народа как части общечеловеческой культуры, его роли и значения в формировании национального самосознания, художественном образовании и эстетическом воспитании младшего школьника.

Художественно-практическая подготовка – изучение на практике творческих принципов художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация), освоение педагогического рисунка как основы художественно-практической подготовки студентов к обучению и воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Методическая подготовка – знание и применение на практике научно-методических основ обучения, воспитания и формирования национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.

Таким образом, национальная культура, народные традиции, декоративно-прикладное искусство являются важным педагогическим средством, использование которого в педагогической деятельности делает процесс воспитания и формирования национального самосознания более целенаправленным.

Меню