Развитие крупной моторики у детей с дцп

Развитие крупной моторики у детей с синдромом Дауна

Развитие крупной моторики почему она так нужна для правильного развития малыша. У маленького ребенка начинается разностороннее развитие и стимулировать нужно все процессы в которые и входит развитие крупной моторики.

Все области развития одинаково важны, но, в зависимости от возраста ребенка, акцент может в большей степени приходиться, на какую-то из них. Сразу после рождения и вперые месяцы жизни физическое развитие формирует фундамент для последующего продвижения малыша. Детишки учатся взаимодействию с окружающим миром.Для того, чтобы этот процесс шел успешно, ребенку необходима способность свободно и целенаправленно передвигаться в пространстве. Ему необходима способность пользоваться тем, что его окружает, способность дотягиваться до игрушек и хватать их, поворачивать голову для того, чтобы проследить глазами за движущимся предметом, способность переворачиваться, ползти к желаемому объекту. Все эти физические действия, направленные на взаимодействие с окружающим миром, стимулируют когнитивное, социальное и речевое развитие.

Для детей с синдромом Дауна ранняя помощь должна начинаться с досконального обследования состояния здоровья. Частые простуды, аллергия, хронические воспалительные заболевания ушей, нарушения зрения и пороки сердца, варьирующиеся  в зависимости от степени их тяжести – вот лишь некоторые проблемы, которые требуют пристального медицинского наблюдения.

Кроме того, небольшой процент детей с синдромом Дауна может быть подвержен конвульсивным приступам (эпилептическим припадкам). Следует отметить, что даже легкий эпилептический припадок может серьезно повредить развитию. Такие приступы могут быть столь мимолетны и скоротечны, что их часто принимают за обычную невнимательность, причем, если эпизоды «отключения» ребенка случаются достаточно часто, это серьезно препятствует обучению.

Вообще говоря, в наше время врачи начинают внимательнее относиться к состоянию здоровья детей с синдромом Дауна, чем раньше. Ранняя диагностика и необходимое лечение улучшают состояние здоровья малыша, а следовательно, помогают ему успешно развиваться.Чего мне следует ожидать, учитывая возможности и будущее развитие моего ребенка.

В противовес мнению, которое существовало  двадцать лет назад, программы ранней помощи, исследования и истории болезни показывают, что дети с синдромом Дауна имеют достаточно большой потенциал  обучаемости и функционирования, что они вполне могут быть членами общества.

В то же время не следует возлагать на ребенка бремя чрезмерных ожиданий, поскольку эта ноша может лишь навредить и ему и его близким. Примите своего ребенка таким, какой он есть, и это будет лучше всего. Оптимистические и реалистичные ожидания плюс способность понять, подхватить и закрепить даже самые малые крохи прогрессивного продвижения малыша – вот самые лучшие подходы, которые нужны для позитивного, обнадеживающего эффекта развития. В этом случае программы ранней помощи способствуют достижению максимального успеха.

Отзывов (7) на Развитие крупной моторики

Очень хорошая статья, с основными выводами. Вы молодец, что решили создать такой сайт! (Извените, не могу обратиться к вам по имени, потому что не нашла, как вас зовут.)Я думаю, он будет хорошим помощником для родителей, которые имеют таких детишек.

Неизвестность пугает, а здесь вы так полно и понятно рассказываете об особых детках! Спасибо, вы с вашим сайтом делаете благое дело.

То что Вы делаете на этом сайте – уже огромнная помощь для многих детишек и их родителей. Спасибо Вам и удачи.

Коррекционно-развивающая программа "Тропинка к себе" для детей дошкольного возраста 4–5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах.

Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов.

Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

  • ограничена предметно-практическая деятельность;
  • недостаточное развитие предметного восприятия;
  • затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Наиболее часто наблюдаются диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что интеллектуальное достаточное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше.

В наиболее общем виде основные принципы деятельности специалистов, в первую очередь нас психологов, с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С.Выготским и в работе ведущих дефектологов и психологов страны. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют методическое обеспечение психологической деятельности.

Это подвело нас к созданию коррекционно-развивающей программы для детей с двигательными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) при детских церебральных параличах (ДЦП).

Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

Цель программы: помощь детям старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

В связи с этим психокоррекционная включает в себя следующие задачи:

  • стимулирование и активизирование мышечного тонуса;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • помощь в преодолении негативных переживаний;
  • создание позитивного настроя;
  • воспитание уверенности в себе;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие способности распознавать эмоции по внешним признакам.

Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей.

Групповая форма работы предполагает коррекционное воздействие не только со стороны психолога на каждого ребенка, посещающего занятие, но и внутри группы при взаимодействии участников. Все задания, преимущественно игровые. Задания подаются по образцу (показу и одновременно по развернутой речевой инструкции). Ведется контроль над правильностью выполнения тех или иных движений.

Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух).

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем-с открытыми.

Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание н форме перебираемых четок, постепенно снижая(для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп(для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы детям.

Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить детей закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание детей на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.

Дети выполняют упражнения творческого подражательно-исполнительского характера. Угадывают эмоции и воспроизводят их.

Коммуникативные упражнения направлены на расширение “открытости” по отношению к партнеру, способности чувствовать, принимать и понимать его. Совместная деятельность дает ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Эта часть занятия предполагает проведение релаксационных упражнений на снятие напряжения, чувства беспокойства. С помощью данного вида работы у детей развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, ощущения и чувства. Релаксация проводится с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса.

Этюды. 2. Упражнени (творческого и подражательно-исполнительского характера). 3. Беседы. 4. Моделирование и анализ заданных ситуаций. 5. Массаж лица. 6. Дыхательные упражнения. 7. Упражнения для мелкой моторики. 8. Релаксация. 9. Использование музыкальных записей.

Теннисные мячи. 2. Карандаши (не заточенные с круглой и ребристой поверхностью). 3. Палочки деревянные (диаметр 1,5–2см., длиной 10–15см. с закругленными концами) 4. Четки или бусы. 5. Мелкие предметы камешки (разной формы, массы, фактуры), орехи, желуди и т.п. 6. Монеты. 7. Свеча. 8. Мяч. 9. Магнитафон. 10. Кассеты с записью спокойной музыки. 11. Газета. 12. Зеркала.

У многих детей, прошедших курс психокоррекционных занятий, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.

Проблемы детей с двигательными нарушениями при ДЦП исчезают, конечно же, не сразу, даже после проведенного курса психокоррекционных занятий. Необходима ежедневная работа с детьми. Желательно осуществлять работу совместно с медицинскими работниками, воспитателями, логопедом, родителями.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год. До начала психокоррекционной программы и после ее прохождения.

Меню