Развитие крупной моторики у детей до года

Развитие мелкой моторики у детей

Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок рос умным, здоровым и образованным? Отсюда стремление водить на уроки в развивающих центрах, в художественную и музыкальную школы, на курсы английского, в бассейн, в кружки, на секции... Когда и с чего стоит начинать детское развитие? О первых и наиболее значимых ступенях, а именно о физиологических основах мелкой моторики, мы сегодня поговорим с вами.

Правда, что мелкая моторика связана с речью ребенка?

Правда. Область головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, расположена близко к речевой области. Считается, что как для развития речи, так и для общего развития ребенка важна стимуляция мелкой моторики.

Возможно ли исправить нарушения мелкой моторики?

Если дети появились на свет недоношенными, с неврологическими заболеваниями или другими моторными проблемами и нельзя назначить массаж из-за судорожной активности, стимулировать развитие ребенка помогут упражнения и занятия, задействующие механизмы мелкой моторики.

Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:

Игры развивающие мелкую моторику рук

Приветствую Вас на сайте «Мой ребенок», сегодня продолжаем говорить на тему развивающих игр и в данный момент рассмотрим игры развивающие мелкую моторику рук.

Мелкая моторика — это когда пальцырук и ног способны точно, скоординировано совершать какие-либо действия и за все это отвечает не только нервная и мышечная система, но и зрение.

Развитие мелкой моторики протекает в несколько этапов, поэтому давайте разберем подробнее. Ребенок уже в первые месяцы жизни пытается ухватиться за предмет (игрушку), который предложил ему взрослый (мама или папа).

В 4 месяца малыш делает первые попытки самостоятельно взять, ту вещь к которой он испытывает интерес. Далее развитие идет своим чередом, ребенок учиться перекладывать игрушки из одной руки в другую. Ребенок уже может брать предмет двумя пальцами.

Ребенку исполнился год, развитие мелкой моторики продолжается. Малыш после года продолжает увеличивать свои навыки, лучше держит ложку, учится рисовать (пока это просто кривые линии), играет с игрушками независимо от величины и формы.

Помочь ребенку в развитии мелкой моторики вы можете с помощью упражнений, которых очень много. Все зависит от того, сколько ребенку лет, а также от его склонностей к чему-либо.

Эти игры очень сильно помогают в развитие мелкой моторики. Одна из них это ладушки, кроме этого пальчиковые игры помогают родителям общаться с ребенком. Вот несколько пальчиковых игр:

Ребенку от 9 месяцев до 1 года. Пуговицы должны быть разных цветов. Первое время ребенку будет достаточно просто перебирать их. В дальнейшем, когда ребенок начнет разбираться в цветах вы сможете усложнить ему задачу, попросив, отложить к примеру все белые пуговицы в коробку, а потом пуговицы другого цвета.

Ребенку 1 год. Если ребенок уже научился ходить! Покажите ему, что нужно сделать, а именно ребенок должен с тарелки или со стала подцепить шарик ложкой, и когда это у него получиться пройтись с шариком в ложке к примеру от комнаты к кухне и не уронить шарик.

Ребенку 1,5 года. Эта игра основана на том, чтоб ребенок учился завязывать шнурки, веревки. Для начала необходимо несколько раз, а может дней показывать и объяснять ребенку, что и зачем это делается.

Помните в детстве родители на показывали различных зверей на стене, которые отражались от небольшого источника света (лающая собака, летящая птичка и т.д.) вот нужно в эту игру сыграть со своим ребенком. Эта игра очень хорошо помогает в развитии мелкой моторики.

Покажите ребенку что можно делать с карандашом и фломастерами, пусть ребенок учиться рисовать. Также в развитии мелкой моторики помогает лепка. Купите в магазине пластилин и лепите с ребенком различные фигурки.

У нас есть копилка в виде игрушки. В нее бросаешь монетку и она начинает петь песенку. Как то раз я показал своей дочери (на то время ей еще не было и 2 лет) как кидать монетки (сначала нужно помыть с мылом монетки) в копилку и ей понравилась эта игра. Я считаю при этой игре также хорошо развивается мелкая моторика.

Развитие крупной моторики

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.

Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.

Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.

Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.

Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.

Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.

Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.

Рассмотрим основные этапы развития мелкой моторики.

•    До 1 месяца у ребенка формируется функция хватания. Если вложить палец в ладошку малыша, он крепко сожмет его.

•    3 месяца. Малыш тянет в рот ручки, может удерживать предметы до десяти секунд. Размахивает ручками, но зрительно еще не может контролировать свои движения.

•    4 месяца. Малыш удерживает вложенный в ручку предмет уже до 20 секунд. Ладошки малыша раскрыты, он переплетает пальчики, щупает свои ручки, тянется к предметам и цепляется за них.

•   5 месяцев. Малыш может взять из рук мамы (или другого взрослого) погремушку. Протягивает ручки к маме, к близко расположенным предметам. Ритмически взмахивая ручками, малыш издает звуки.

•    6-7 месяцев. Малыш размахивает игрушкой вложенной в ручку. Может переложить предмет из одной руки в другую.

•    8-9 месяцев. Если попытаться отобрать у ребенка игрушку, он крепко ее сожмет. Большие предметы малыш берет ладонью, а мелкие – двумя пальцами. На прощание машет ручкой. Показывает носик, глазки, ротик у куклы.

•    9 месяцев. Ребенок совершает различные действия с предметами. Он нажимает на кнопочки, катает машинки, открывает крышки, любит доставать вещи из коробочек.

•    10-11 месяцев. Малыш снимает с пирамидки кольца, открывает и закрывает коробочку, может вставить в отверстие палочку. Пытается совершить такие же действия, которые производят с предметами взрослые.

•     12 месяцев. Ребенок самостоятельно держит кружку, ездит на толокаре, кормит и убаюкивает куклу, играет в игры с вкладышами.

Меню