Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

Развитие коммуникативных умении? у детеи? с ограниченными возможностями здоровья в младше

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.

Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

Данные выводы определяют цель работы – развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.

Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приемам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков школьников провожу наблюдения за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приемов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе учебной деятельности (на самоподготовке), на внеклассных занятиях и мероприятиях с помощью игр. Я выделила основные компоненты развивающих игр:

3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ – дети являются помощниками воспитателя в проведении мероприятия, а также его активными участниками, где происходит актуализация жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

4.ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ – в качестве критериев оценки результативности занятия вступают проявление и обогащение жизненного опыта воспитанников, индивидуально-личностное значение полученной информации.

Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем.

По словам В.П. Созонова, «занятие с детьми в неурочное время есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». Необходимо, чтобы общение было потребностью и органично вплелось в систему воспитательной деятельности группы и всего педагогического коллектива центра.

- развитие определённых особенностей мышления и речи воспитанников, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств.

-апелляционная (посредством которой “другой” побуждается к действия изобразительная (посредством её “другому” изображается, сообщается положение вещей).

Общение во время проведения игрового занятия –это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы воспитанники ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении занятия, но и определении тем, интересующих их. Я стараюсь создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.

В ежедневной работе по развитию коммуникативных навыков я отдаю предпочтение таким формам проведения занятий как:

   В ходе воспитательной работы лучше  всего развивать коммуникативные навыки у детей  школьного возраста,  на занятиях  посредством  игровой деятельности.  Творческие игры проводятся с целью воспитания и развития  воспитанников,  «творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва, даёт детям  возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события». Коммуникативные навыки  воспитанников особенно развиваются во время сюжетно-ролевых игр, в инсценировке различных произведений.  М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра – это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила .

  При решении  задач развития коммуникативных навыков через игровую деятельность, я выделила следующие шесть организационных  форм игровой деятельности:

1.Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликты.

2.Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.

3.Самостоятельная деятельность детей-метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.

Игра рождается по мере развития и усложнения у ребёнка процессов познания и общения через разнообразные формы в условиях воспитания (непосредственные наблюдения за предметами  и людьми, взаимодействия с объектами и человеческим окружением, различные продуктивные занятия, знакомства с миром через книги, телепередачи и т.д.) В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных  психологических форм.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений труда.

        Как показывает опыт, дети с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. Дисциплинированность, взаимопомощь влияют на формирование многих моральных качеств личности ребёнка.

При проведении диагностики выяснилось, что специально  организованные и систематически проводимые  занятия способствуют повышению уровня коммуникативных  навыков у детей школьного возраста. Как показывает опыт, наиболее результативными являются специальные занятия, завуалированные в виде игр, куда приглашаются все желающие и обязательно привлекаются неконтактные дети. Особенно, если игра имела название, которое интриговала детей, помогало привлечь малоинициативных, «настороженных». Кроме того, нейтральное название помогает сделать игру достаточно гибкой и разнообразной. Во время проведения  игры дети не подозревают, что их учат способам общения.

Конспект НОД по развитию коммуникативных навыков «Веселые поварята» с детьми младшего дошкольного возраста

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков «Веселые поварята».

Цели: Развивать коммуникативные навыки детей, формировать умение мыслить. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях впечатлениях. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интереса детей к продуктивной деятельности, проявлению самостоятельности, творческой активности дошкольников.

Задачи: уточнить с детьми названия посуды (ложка, вилка, нож, тарелка, кастрюля, чайник); уметь называть. Дети должны усвоить: знания о том, что посуда — это предметы домашнего обихода; названия основных предметов посуды; существительное с обобщающим значением посуда, активизировать словарь по данной теме.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел мышонок. Мышонок решил приготовить сюрприз для мамы, он решил приготовить кашу, но не знает, как это делается! Поможем мышонку?

- Тогда, мы с вами отправляемся на кухню, потому что посуда живет на кухне! Лексико-грамматические игры и упражнения

Воспитатель: Ой! Что за безобразие! Ребята, посмотрите, кто-то пошалил и раскидал всю посуду! Давайте соберем посуду! Собирайте посуду и говорите, где она была!

Воспитатель: Молодцы, ребята, собрали всю посуду! А теперь садитесь на свои места, я вам покажу картинки, а вы назовите, что это!

Воспитатель показывает детям по два предмета посуды и спрашивает: «Что это? ». Дети отвечают: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т. д. А теперь давайте поиграем:

• «Слушай внимательно, делай старательно». Я задам задание, а вы его должны правильно выполнить. (Учить точно выполнять словесную инструкцию.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас чашек! Давайте посчитаем чашки, сколько же их? Правильно, три! А какая чашка самая большая? Какая поменьше? А какая самая маленькая? (Логопед вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, поменьше, самая маленькая.) Эта чашка для папы мышонка, эта чашка для мамы мышонка, а эта чашка самая маленькая для самого мышонка!

Воспитатель: Ребята, а в чем мы будем варить кашу? (в кастрюле). Давайте поиграем, я буду показывать посуду, а вы будете называть её ласково!

Воспитатель: Ребята, мне мышонок сказал, что он понял, в чем и как варить кашу. Он побежал домой, готовить сюрприз, но нам с вами он тоже оставил подарки в этой большой кастрюле! Давайте её откроем и посмотрим, что там! (достаем яблоки или конфеты).

Меню