Развитие интереса у детей к художественной литературе

Подписи к слайдам:

3 Рассказывание сказок Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Цель. «Пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений … воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям». Методы ознакомления с художественной литературой 1 Рассказывание потешки 2 Инсценирование Знакомство с каждой новой предметов, разъяснения потешкой доставляет радость.. Потешки отличаются богатством слов и размеров: одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения. На занятии, посвященном знакомству детей с новой потешкой , воспитатель должен поощрять попытки детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая, где именно требуется их помощь. - Прием инсценирования произведения, который синхронно сочетается с рассказыванием, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы. - Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают, например, постучать кулачком: "Дед бил-бил, не разбил!" . Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений. Вывод. Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок. Использование художественной литературы в развитии коммуникации у детей. Воспитатель ГБДОУ№20 комбинированного типа Калининского района г.Санкт-Петербурга, Малецкая Елена Александровна. . . В процессе ознакомления с литературными произведениями происходит формирование определенной совокупности специальных умений и навыков. Так, при восприятии и художественной коммуникации происходит формирование умений эмоционально и активно реагировать на сказки, стихи, рассказы; умений чувствовать ритм поэзии, двигаться относительно него, включаться в поэтические тексты. Значение. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Задачи. Развитие связной речи. Для развития связной речи используются различные средства: пересказ литературных произведений (сказки, рассказа), рассматривание картин, игрушек. Уголок книги. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями . Воспитание звуковой культуры речи. . Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. . Воспитатель обеспечивает активность детей во : предлагает выполнить имитационные движения( дети показывают какая большая-пребольшая была репка; как её тянут потянут и т.п.), используют разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок на фланелеграфе

сказки . Народные песенки, потешки , прибаутки, сказки радуют своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок, потешек , прибауток заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

Методическая разработка Ознакомление с художественной литературой

Работа с родителями по повышению заинтересованности дошкольников в ознакомлении с художественной литературой.

После прочтения рекомендовала выдержать паузу, посмотреть на лица, в глаза детей и по ним определить какое впечатление книга произвела на ребенка. Постановка поисковых вопросов после прочтения, рассматривание красочных иллюстраций, а в дальнейшем, беседы после просмотров диафильмов по этому произведению, способствуют формированию у детей умения оценить события, поступки героев, что вело к развитию связной монологической, диалогической речи ребенка.

Автором были разработаны конспекты, сценарии различных форм совместной деятельности взрослых с детьми (приложение)

В группе был проведён конкурс мини-сочинений родителей «Книга в жизни моего ребенка», целью которого являлась популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания. Родителям предлагалось в свободной форме высказать свое мнение о роли книги в развитии ребенка, рассказать о литературных предпочтениях у детей, как организуется детское чтение в семье. Выдержки из мини-сочинений были опубликованы в групповой газете, а победителям конкурса вручены призы – книги любимых авторов.

— в детском саду имеются все условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы, фонд которой пополняется;

— постоянно повышается интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, они знают многие литературные произведения, творчество детских писателей;

— родители стали активными участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий, проводимых в детском саду.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

По результатам целенаправленных наблюдений за детьми в различных видах деятельности было отмечено что:

  • речь детей стала более грамотной: правильное построение речи, согласованность окончания слов в предложении.
  • улучшилось звукопроизношение,
  • значительно увеличился словарный запас ребенка, обогатилась речь детей эпитетами,
  • богаче стали фантазии детей,
  • чаще стали коммуникативные способности детей проявляться во взаимодействии со сверстниками, взрослыми,
  • дети стали более раскрепощенными, общительными.

Отмечается п озитивная динамика речевого развития детей дошкольного возраста на конец года в сравнении с началом года, ежегодно отмечаются положительные результаты по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и по результатам диагностических материалов освоения реализуемой «Программы обучения и воспитания в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Если в средней группе отмечалось недоразвитие словарного запаса дошкольников у 48% воспитанников (2009-2010 учебный год), то к подготовительной группе этот показатель был низок лишь у 8% воспитанников (2011-2012 учебный год).

Звуковая культура речи имела низкий уровень развития у 65% детей (2009-2010 учебный год), к выпуску в школу ЗКР дошкольников была приближена к норме – низкий уровень 0% детей (2011-2012 учебный год).

Если в средней группе связная речь воспитанников находилась в основном на низком уровне развития – 62% детей (2009-2010 учебный год), то к подготовительной группе низкий уровень связной речи был отмечен у 16% дошкольников с ЗПР.

Если в средней группе отмечалось высокое развитие словарного запаса у 8% дошкольников (2009-2010 учебный год), то к подготовительной группе этот показатель стал высоким у 35% воспитанников (2011-2012 учебный год).

Звуковая культура речи имела высокий уровень развития у 0% детей (2009-2010 учебный год), к выпуску в школу ЗКР дошкольников была приближена к норме – высокий уровень у 46% детей (2011-2012 учебный год).

Если в средней группе связная речь воспитанников высокого уровня развития отмечена у 8% детей (2009-2010 учебный год), то к подготовительной группе высокий уровень связной речи был отмечен у 65% дошкольников с ЗПР.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитательно-образовательная деятельность с детьми принесла положительные результаты: у детей вырос уровень речевого развития, коммуникативных навыков. Изменилось и отношение к книге: дети уже по иллюстрации или на слух могут назвать произведение и автора, просят почитать еще. И мы надеемся, что для многих родителей дошли смысл и значение

этого процесса, и они сумели понять, что «детская книжка нужна ребенку не вместо взрослого, а вместе со взрослым» (В. Левин).

Значительная положительная динамика в развитии детей в дошкольном учреждении отмечается у воспитанников по таким показателям, как формирование словаря, освоение грамматического строя речи, связная речь, рассказ по картине, пересказ художественного произведения.

Экспресс – оценка, проведенная совместно с родителями старшей группы (2010-2011у.г.) по методике Стрелковой Л.П «Отношение ребенка к окружающему миру и людям» показала, что

95% детей понимают «язык эмоций и язык чувств», т.е. могут по выражению лица, жестам, интонации определить состояние другого человека,

85% воспитанников выражают свое сочувствие не только на словах, но и стремятся помочь, могут выразить радость сверстникам и взрослым за их успехи,

По результатам проведенного мониторинга в группе старшего дошкольного возраста были отмечены позитивные изменения в личностном развитии детей и сделаны выводы, что дети:

- проявляют самостоятельность в воплощении образов из художественных произведений в театрализованной, изобразительной, игровой деятельностях;

Меню