Развитие игровой деятельности детей раннего возраста

«Игра». Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов: подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положении того взрослого, которому подражает. В роли взрослого, которому подражает. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы, ребёнок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых.

Всё это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то у четырёхлетнего ребёнка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнёром. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или ухаживанию куклы. Не находя игрушкам другого применения дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (педагога, родителей и т. д.) с ребёнком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребёнка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.

Играя с ребёнком, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек – это мел, хлеб, сахар и т. д., сам принимает разные роли. Младшие дошкольники, как правило, играют в одиночку, в своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетные речевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно игры становятся совместными. Главное в них – не повторение поведения взрослых, а имитация определённых отношений между людьми. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские игры имеют различные темы, с которыми ребёнок хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, могут быть семейные (мама, папа, дедушка, сын и т. д., профессиональные (врач, повар и т. д.) или сказочные (козлик, змей, заяц). Исполнителями ролей могут быть люди (взрослые или дети) или заменяющие их игрушки, например, куклы.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.

Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребёнку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал (например, кубики); превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки и т. п. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие вид игрушек не означает их обилие. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся лишь размерами, машин разных марок, ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, и развитие.

Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо её провести. Предварительно воспитатель должен подготовить необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыслить рекомендации, понять психологические особенности игры и её воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения.

Во время игры все её участники: и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнёров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.

Нетрадиционные формы организации двигательной активности детей раннего возраста

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Существует множество разных нетрадиционных методик для развития двигательной активности детей: дыхательная гимнастика, фитбол-танцевальная гимнастика, гимнастика после дневного сна, спортивные развлечения, сказкотерапия, всевозможные игротренинги, арт-терапия, аква- аэробика, стретчинг-гимнастика, танцевально-двигательная терапия и другие. Их эффективность уже доказана. Все эти методы идеально подходят для работы с детьми раннего возраста.

Я бы хотела поподробнее остановиться на роли танца для детей раннего возраста. Влияние танца на двигательную активность детей раннего возраста трудно недооценить.

Наверняка всем вам, как мамочкам, знакомо одновременно трогательная и смешная картина: ваш малыш начинает пританцовывать, как только вы включаете яркую и динамичную музыку. Мы умиляемся, порой даже не подозревая, какое колоссальное значение имеет танец для правильного развития ребенка… детскими психологами установлено, что ранняя двигательная активность имеет непосредственное влияние на интеллектуальное созревание ребенка в процессе его развития. Через телесное восприятие происходит обучение и развитие мозга.

Работая над этой темой, я разработала данную программу раннего развития по танцевально-игровой деятельности, которая является первой ступенькой на лестнице хореографического обучения от яслей до подготовительной к школе группе. С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки.

Цель программы – содействовать развитию эмоциональности у детей раннего возраста через танцевально-игровую деятельность.

В основе этой программы лежит обучение танцевальной грамоте простыми, но вместе с тем разнообразными движениями (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т. д., актуальность программы состоит в том, что ни одна из действующих программ не имеет хореографического направления для детей раннего возраста, а использование креативных методик (игротанцы, партерная гимнастика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж, йога для малышей) делает ее интересной и современной. Ведущей идеей программы является то, что основной подачей обучающего материала является игра (игротанцы, игромассаж и т. д.).

Мозг ребенка до 3-х лет восприимчив к информации извне и может усваивать ее в достаточно большом объеме. Именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта, а основной деятельностью на данном этапе является игра.

Дети 2 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Движения малышей еще недостаточно точны и координированы, плохо развито чувство равновесия, поэтому обмен и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. И поэтому главной задачей педагога, работающего по этой программе, будет сделать игру максимально продуктивной. В результате чего, к 3-м годам у ребенка появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений, сформируется элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к происходящему (будь то игра, танец и т. д., повышается танцевальная активность, танцует в кругу, в паре, в хороводе, легко вовлекается в музыкально- подвижные игры, ребенок выполняет действия под музыку, передает характерные движения игровых персонажей (лиса, заяц и т. д., появляются первые творческие проявления ребенка в движении.

• Ритмические упражнения. Одно из важнейших условий правильного исполнения танца - способность воспринять его ритм и вовремя в него включиться. Как правило, дети по природе очень чутко улавливают ритм, они его прекрасно чувствуют, но далеко не всегда могут передать его движениями.

• Разминочные упражнения. Для того чтобы красиво танцевать нужно сначала научиться владеть своим телом и знать его возможности. С помощью специальных разминочных упражнений ребенок учится разогревать мышцы и готовится к более сложным танцевальным упражнениям. Также он учится держать правильную осанку.

• Упражнения на пластику и фантазия разовьют воображение ребенка и научат его импровизировать под музыку. Наблюдая с ребенком за растениями, животными, птицами, рыбами, мы запоминаем их движения, повторяя под музыку.

• Гимнастика. В гимнастической части занятия решается несколько задач: силовая подготовка, развитие выносливости, упражнения на расслабление мышечной системы, постановка дыхания.

• Аэробика. Упражнения, направленные на освоение ходьбы и бега, развивают ориентировку в пространстве, умение реагировать на сигнал преподавателя.

• Хореографические упражнения дают представление о танце. На занятиях изучаются простейшие танцевальные элементы и композиции. Дети научатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера.

• В музыкальных играх дети создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Игры создают на занятии атмосферу радости, бодрости и удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.

Паспорт группы детей раннего развития (часть 1)

Образовательные задачи по всем направлениям развития основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Возрастные особенности контингента детей 3-го года жизни (физической, познавательно-речевой, социально-личностной, художественно-эстетической);

Расписание непосредственно-образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей 3 – го года жизни;

Программно-методическое обеспечение по всем направлениям развития детей (физическому, познавательному, социально-коммунистическому, речевому, художественно-эстетическому);

Меню