Развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Практический материал по теме: "Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности"

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

На занятиях художественно-эстетического цикла решаются задачи творческого развития детей раннего возраста, а именно:

  • развивать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.,
  • познакомить детей с различной техникой: монотипия, диатипия, витраж, коллаж, печать с картинками и др.,
  • способствовать возникновению интереса к экспериментированию,
  • использовать полученные навыки и умения для оформления спектаклей, подготовки атрибутов, бутафорий и т.д.

К концу года ребенок должен освоить доступные в раннем возрасте нетрадиционные техники рисования: монотипия, рисование пальчиками, ниткопись, раздувание пятна и др.

Монотипие – одна из простейших графических техник, происходит от греческих слов monos – один и typos – отпечаток. Количество красок – любое. Результат – изображение, отличающееся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний.

Вместе с ребенком переведите на бумагу рельефный рисунок со значка или монеты, оттисните на бумагу донышко стакана, квадратной коробочки, треугольный предмет. Это позволит вам подвести его к понятиям: “верх” и “низ”, “прямое” и “зеркальное” изображение. Важно выработать у ребенка внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Форма листа заставляет каждый раз по-новому обдумывать рисунок.

Это один из примеров игры с детьми, способствующий развитию памяти, глазомера, помогающий развивать простейшие мыслительные операции. С такой игры советуем начать с ребенком освоение графики:

Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. Их можно назвать кляксами, но лучше увидеть цветы и звезды, облака и глубоководные рыбы.

Если нарисовать на одной половине листа бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и собирается взлететь.

Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что-нибудь нарисовать карандашом или просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

На картон наклейте вырезанные узоры, силуэты, затем нанесите тушь или краску тампоном из мягкой тряпочки на весь лист. На поверхность со свеженанесенной краской положите лист бумаги, прижмите рукой и протрите ложечкой. Протрите круговыми движениями, тщательно разгладьте там, где лист соприкасается с картоном. Получилось цветное изображение. А в местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи. Силуэты выходят цветные, а вокруг них белый ореол. Фон, в зависимости от шероховатости картона будет, где темнее, а где светлее.

На каждый пальчик-кисточку своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе или водой на асфальте.

Вам понадобятся нитки № 10, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать. Нужна бумага.

Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать. Опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. А теперь посмотрите, что получилось и на что похоже это изображение, недостающие детали дорисуйте кистью, карандашом или фломастером.

Бумажная пластика – это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.

Формирование коллектива в 1-м классе через игровую деятельность

Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.

Детский коллектив может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов.

Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе «педагог–класс», высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за формирование коллектива и качество психологического климата.

Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, так как в игры играют с раннего детства, и самым сложным.

Для младшего школьника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности. Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет тот факт, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.

Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и  товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Младший школьный возраст – уникальный, самоценный этап развития ребенка. По объему и существенности происходящих в детях изменений он сравним, пожалуй, лишь с ранним возрастом. «Особость» этого этапа в том, что здесь в полной мере завершается построение психической и социальной индивидуальности ребенка, определяется его место окружающих людей.

Главное назначение школы в современных условиях – помочь детям стать человечными, а для этого нужно создать условия в каждом классе, начиная с прихода ребенка в школу. Роль учителя состоит в том, чтобы предоставить возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни. Отличительной особенностью детского коллектива – направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, при построении их отношений. Детский коллектив, объединяя растущих людей, составляет в этом плане условие и инструмент осуществления воспитательной функции.

Главное назначение школы в современных условиях – помочь детям стать человечными, а для этого нужно создать условия в каждом классе, начиная с прихода ребенка в школу. Роль учителя состоит в том, чтобы предоставить возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни. Одним из ведущих видов деятельности первоклассников продолжает оставаться игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности во время адаптации в школе.

В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

Основным положением является учет важности игровых повторов для ребенка. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная путем повтора информация способствует лучшему усвоению.

Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще просят взрослого провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.

Нами была разработана программа внеурочных тренинговых занятий, способствующая формированию коллектива младших школьников.

Цель программы: сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Одновременно происходит позитивное сотрудничество каждого ребенка с идеальным взрослым, которым является учитель.

Цели:

  • Создание положительного настроя в группе.
  • Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
  • Тактильное соприкосновение друг с другом.
  • Развитие положительной самооценки.

Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.

Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Прощание детей носит ритуальный характер.

Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности.

Взрослому нужно давать возможность детям высказать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения. Многие упражнения сопровождает соответствующая музыка.

Меню