Развитие детей раннего возраста по стребелевой

Сопровождение детеи? раннего возраста в группах ДОУ

Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время ребенка, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. По этому очень важно кто и как будет его воспитывать.

Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.), лежат именно в раннем детстве.

Вопрос, отдавать или нет ребенка в дошкольное учреждение, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому, сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

В настоящее время в детских садах встаёт остро вопрос с воспитателями ясельных групп: Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3 лет, либо ушли в группы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, либо ушли из системы образования. На их место приходят молодые специалисты, воспитатели без специального образования и воспитатели, выпустившие подготовительные группы. Все они на данный момент не могут считаться полностью готовыми к работе с детьми раннего возраста. В результате дети раннего возраста (2–3 лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.

Между тем данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.

В связи с этим возникает необходимость разработки модели психологического сопровождения педагогов и родителей детей раннего возраста.

Цель проекта: разработать модель по созданию условий для целостного психического развития ребёнка раннего возраста.

Разработать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей по созданию благоприятных условий для полноценного развития детей 2-3 летнего возраста в ясельных группах детского сада.

Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связаны с настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстрее.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение - естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов - кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заряжаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова ситуативны, они лишь сколки наших слов, слова многозначны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.

Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И, прежде всего, он присутствует путем конструирования предметов, с которым ребенок манипулирует.

Создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка раннего возраста будет осуществляться в несколько этапов.

- Определить готовность воспитателей к работе с детьми раннего возраста. (Анкета «Каков ваш творческий потенциал?», «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» Н.В. Немов, тест «Эффективность работы воспитателя» Н.В. Микляева, Способность педагога к эмпатии И.М. Юсупова, Методика диагностики педагогического общения Н.М. Юсупова, Оценка коммуникативных особенностей педагога» В. Ф. Ряховский, Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Скайдер).

Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным результатам определяют прогноз адаптации и развития.

Разработать и реализовать психолого-педагогическую образовательную программу по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ «Наш малыш».

Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития ребёнка. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в неделю с августа по октябрь (всего 12 занятий по 90мин). В программе встреч предполагается участие педагога-психолога, воспитателей, медсестры и родителей.

Темы для собраний клуба: «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду», «Ладушки, ладушки! Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Развитие речи у детей раннего возраста», «Чем мы занимаемся в Детском Саду?», «Что такое хорошая игрушка?», «Игры семей в семье», «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», «День открытых дверей в детском саду в режиме ОН ЛАЙН».

Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей раннего возраста», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш», «Календарь развития»).

Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам особенностей развития детей раннего возраста («Возрастные особенности детей раннего возраста», «Создание развивающей среды для детей раннего возраста», «Работа с родителями на этапе оформления ребенка в ясельную группу», «Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей»). Консультирование педагогов начинается до начала приёма детей в группы ДОУ.

Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.

Групповые занятия с детьми по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ». Проводятся один раз в неделю по 15 минут.

Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой. Создаётся рефлексивный отчёт о проделанной работе. Психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста по Стребелевой Е.А.

Педагоги и родители повысят уровень знаний об особенностях развития, способах общения и игры с детьми в соответствии с их возрастом.

Аналитическая справа по результатам диагностики адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, результаты Психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста по Стребелевой Е.А.

рефлексивный отчёт. Психолого-педагогическая образовательная программа по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОУ «Наш малыш».

Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на 40%. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально-техническое, информационно-методическое ресурсное обеспечение не потребуется.

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2003.

Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей. М., 2004.

Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2007.

Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду [Текст] // Научно-практический журнал "Управление ДОУ"- 2005. - №8. – с.46-49.

Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. - М.: Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с.

Меню