Развитие детей раннего возраста в детском саду

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Проблема адаптации к ДОУ

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.

Именно на третьем году жизни детей чаще всего приводят в детский сад. Эта традиция имеет множество субъективных оснований. Вместе с этим, исследования Н. М. Аксариной, Л. Н. Галигузовой, С. Н. Теплюк, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер и других ученых убедительно доказывают, что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для серьезных изменения в жизни ребенка, к которым безусловно относится и поступление в детский сад.

При попадании в особую микросреду, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром, возникает проблема адаптации к ДОУ.  Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже к некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности).

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса [1] могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.

Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности  протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности детей 2—3 лет.

Рассмотрим особенности, определяющие уровень адаптивности детей (совокупности врожденных и приобретенных способностей к приспособлению в новых условиях) и тактику построения взаимодействия с ними.

В раннем возрасте дети нередко плохо приспособлены к отрыву от родителей, от семьи, они скучают по маме. В наибольшей мере это касается малышей, растущих в семьях, ограничивающих контакты ребенка с другими детьми, с чужими взрослыми. Если при этом мама целыми днями один на один со своим малышом, у ребенка закрепляется симбиотическая связь с ней, оставшись без мамы, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза. Базовым фактором дезадаптации можно признать отрыв от любимого взрослого. Создавая неблагоприятный эмоциональный фон, данный фактор усугубляет проявление других и без того низких показателей адаптивности таких детей: отсутствие навыков самообслуживания, жизненного опыта, невоспринимчивость к речи незнакомых людей.

В подобной ситуации необходимо присутствие матери или другого значимого для ребенка близкого человека, который поможет перенести в новую ситуацию имеющиеся у малыша необходимые навыки, познакомиться с окружающей обстановкой, правилами. Таким образом, для подобных детей недостаточно практикуемого в большинстве детских садов присутствия мам воспитанников в группе, на прогулке. Взрослый, которому ребенок доверяет, должен стать для него проводником в новой обстановке, показать ему образцы поведения, продемонстрировать свое доверие педагогу.

Легче адаптируются дети, имеющие к моменту поступления в детский сад значительный опыт общения. Это малыши из больших семей, дети из общежитий, коммунальных квартир, те, кого родители часто оставляли на попечение родственников, гувернеров, брали с собой в гости. Чаще всего для подобных детей проблема доверия педагогу, необходимость контактировать с ним на бытовом уровне не является серьезным фактором дезадаптации.

Выделяют следующие нормативные показатели становления самостоятельности в период с 2-х до 3-х лет.

В 2—2,5 года — повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывание игрушек в коробку; «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

В 2,5—3 года — одевается и обувается самостоятельно, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки; держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с взрослым в «больницу», «магазин», «троллейбус».

Для того, чтобы проблема адаптации не стояла остро, для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Следует также рекомендовать родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.

Еще одной характерной особенностью детей раннего возраста является  высокая эмоциональность. Изменения, происходящие с ребенком при поступлении в детский сад, в первую очередь затрагивают его эмоциональное состояние, поскольку отношение детей 2—3-х лет к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Различные факторы дезадаптации в период знакомства с новыми условиями вызывают эмоциональную напряженность, беспокойство или заторможенность.

Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями  являются:

На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми людьми, не водить ребенка в гости), предупреждать отрицательные эмоции, переключая его внимание.

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.

Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у ребенка 2—3-х лет является ориентирование в среде, в которой он находится. При попадании в новые условия дети оказываются дезориентированы, что вызывает у них сильнейшие отрицательные эмоции. В таких условиях возникают отклонения в поведении ребенка, он не может общаться, есть, спать, удовлетворять свои естественные потребности.

Находясь в группе, дети с опаской оглядываются по сторонам, боятся большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения — туалетную комнату, спальню [6]. Поэтому удобные для ребенка белее старшего возраста методы ознакомления с обстановкой (экскурсия, беседа, дидактические игры) для детей раннего возраста имеют ограниченное применение.

Ранний возраст называют «доигровым» периодом развития ребенка.

Более старшие дети при возникновении проблем приобретают способность уйти от стресса, погружаясь в воображаемую ситуацию. Взаимодействуя с малышами 2—3-х лет, педагогу следует уделить особое внимание созданию игровых ситуаций. Простейшие игровые ситуации (кормление куклы, одевание, умывание и т. п.) помогают ребенку, с одной стороны, чувствовать себя как дома, «переживая» знакомые режимные моменты, с другой — обучают малыша игровым моделям поведения в группе сверстников. Кроме того, создание игровых ситуаций готовит детей к принятию роли, что становится важным этапом для возникновения сюжетных игр.

На этапе образно-ролевой игры (2—2,5 года) следует учить детей перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой; в помещении группы — «поплавать», «полетать» и т. д. Здесь подойдут также различные образные (игровые) упражнения имитационного характера, введение элементарных игр-драматизаций, игр-перевоплощений при ведущей роли педагога.

Помимо возрастных особенностей детей раннего возраста, в процессе адаптации заметную роль играют состояние здоровья, уровень общего развития ребенка и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Очевидно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Актуальность проекта: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к услоиям доу является весьма актуальной.

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Предполагается, что в проекте будут принимать участие 30 детей в возрасте от 1, 5 до 2, 5лет, 60 родителей, 2 воспитателя, психолог, медсестра. За период в 6 месяцев будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкаль-игровую);отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возрасла речевая актиность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений;эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

Меню