Развитие двигательной активности детей в доу

Предварительный просмотр:

В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

развитие двигательных качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В фундаменте традиционных методик лежит схема формирования у детей двигательных навыков, которая реализуется в разнообразных формах двигательной деятельности – это и разнообразные подвижные игры, как организованные, так и возникающие спонтанно, и система специальных занятий физической культурой, и собственная двигательная деятельность детей, и многообразие физкультминуток и динамических перемен, и т.д.  Оздоравливающий эффект привносят системы закаливания, профилактически – корректирующие процедуры, элементы лечебной физкультуры, системы дыхательных гимнастик, массажей и самомассажей (игровых, точечных и т.д.), элементы йоги и т.д. Комплекс физических и оздоровительных методик носит название системы

Создание в учебных заведениях системы непрерывного здоровьесберегающего образования позволяет реализовать основные оздоровительные принципы практической деятельности по следующим направлениям:

Эта работа проводится во всех образовательных учреждениях, начиная с дошкольного возраста. Следовательно, руководителям образовательных учреждений, педагогам, воспитателям, психологам, социальным педагогам и другим специалистам необходимо знать основы теории и методики организации двигательной активности у детей, мотивации на сохранение и развитие здоровья, личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, обретение способности к здравому творчеству.

Подвижные игры классифицируются по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Первая степень (малая нагрузка): отнесены игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, вторая степень (средняя нагрузка) – до 180%, третья (большая нагрузка) – свыше 180% ударов в минуту.

Двигательная деятельность в рамках физической рекреации хоть и не преследует цель достижения высоких спортивных результатов, тем не менее включает в себя элементы соревновательности,  соперничества, даёт элементарные знания по различным видам спорта. Массовые физкультурные мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами и физкультурными праздниками. Они носят, как правило, эпизодический характер, проводятся с неоднородным, периодически меняющимся контингентом с охватом воспитанников всего дошкольного учреждения. Главным их признаком является простота правил и условий участия, доступность содержания каждому участнику независимо от его подготовленности.

Игра – это основная и специфическая форма детской активности, в которой реализуются взаимоотношения ребенка со средой. Игра является ориентирующей, адаптивной  деятельностью, которая облегчает ребенку вхождение в социальную среду, так как не ставит перед ребенком требований, которые не могут быть выполненными. В то же время она требует определенного напряжения, связанного с оживлением и радостью, которые положительно влияют на здоровье ребёнка. Следовательно, игра как форма организации жизни и деятельности ребёнка есть условие и критерий быстроты и степени приспособления его к новому окружению.

Важное значение имеет состояние здоровья и уровень физического развития ребёнка. Совершенно очевидно, что при прочих равных условиях здоровый, хорошо развитый ребёнок обладает более высоким уровнем функциональной активности всех систем организма.

Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.

включают в себя режим дня, сна, бодрствования, питания; гигиену одежду, обуви. Неоспоримый факт, что ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучает ребенка к организованности, дисциплинированности.

(солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции организма ребенка.

совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждений. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры – драматизации, музыкальные и др. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе. Игры, развлечения, физические упражнения помогают организовать двигательную деятельность детей на прогулках, на физкультурных занятиях. Игры и  забавы, построенные на движениях, а также игры и развлечения с художественным содержанием усиливают оздоровительное и закаливающее воздействие.

К видам развлечений с художественным содержанием на открытом воздухе относятся: игры с использованием художественных литературных текстов, игровых образов и сюжетных ситуаций. Такие игры непродолжительны по времени, и поэтому возможно их неоднократное повторение с меняющимися водящими. Дети могут при их проведении проявить знания, осведомленность, сообразительность, быстроту ориентировки в игровой ситуации, уметь передавать игровой образ, учитывая обстановку, в которой происходят игровые действия.

Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильным и выносливым, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.

Для того чтобы у детей сохранилось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня. В средней группе (4-5лет) мы продолжаем развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развиваем психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитываем самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучаем к выполнению правил без напоминания воспитателя.

Методическая разработка по теме: Методические рекомендации для педагогов "Оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ"

Для успешной реализации целей здоровьесбережения дошкольников старшим воспитателем Е.А.Нестерук дошкольного учреждения г.Воркуты были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ "Опимизация двигательной активности в условиях ДОУ".

Представленный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям, инструкторам по физической культуре  в физкультурно-оздоровительной работе дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации включают:

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства до­школьных образовательных учреждений в нашем городе. Для успешной реализации целей здоровьесбережения дошкольников

Как известно, при режиме малоподвижности возника­ют негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей. Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Хорошее здоровье — один из основных ис­точников счастья и радости человека, его неоценимое бо­гатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается.В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физиче­ского развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в форми­ровании здоровья ребенка, обеспечивающий единство фи­зического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Меню