Развитие восприятия у детей дошкольного возраста практика

Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста

В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан проект, направленный на развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

Целью первого года реализации проекта стало развитие неречевого слуха у детей младшего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

Результаты контрольного обследования состояния развития неречевого слуха у младших дошкольников экспериментальной группы показали, что у 44% группы обследованных – низкий уровень успешности выполнения заданий, 51% – средний уровень и только у 6% группы – высокий. У 30% контрольной группы низкий уровень, 50% – средний и 20% – высокий уровень.

Обучение в течение года проводилось в игровой форме, в свободной деятельности. На месяц планировалось и проводилось по две игры. Всего за учебный год было проведено 14 дидактических игр. При планировании организации развивающей работы было условно выделено 7 блоков игр различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

В основу реализации проекта было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

Перспективное планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие неречевого слуха  у детей младшего дошкольного возраста

В результате проведенной развивающей работы была отслежена следующая динамика хода развития неречевого слуха у детей четвертого года жизни: 19% группы показали средний уровень развития и 81% – высокий уровень. В контрольной группе: с высоким уровнем – 50%, со средним – 50%.

Сопоставляя вышеуказанные данные, можно сделать вывод о том, что данная развивающая работа способствует более успешному развитию неречевого слуха – как этапа в развитии фонематической системы.

Результаты контрольного обследования: 31,5% обследованных показали низкий, а 56% группы показали средний уровень успешности выполнения заданий, и 12,5% группы – высокий. Дети контрольной группы показали следующие результаты: 81% низкий уровень, 19% – средний.

Обучение в течение года проводилось в игровой форме, в свободной деятельности. На месяц планировались и проводились две игры (во втором блоке проводилось три игры). Игры в совместной деятельности повторялись по решению педагогов или по просьбе дошкольников. Всего за учебный год было проведено 15 дидактических игр. При планировании организации развивающей работы было условно выделено 6 блоков игр различной направленности:

2 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.

Перспективное планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие фонематического восприятия  у детей среднего дошкольного возраста

По окончании развивающей работы были получены следующие данные: 12,5% группы показали низкий уровень развития фонематического восприятия (у детей обнаруживается замедленное речевое развитие, малый объем памяти и неустойчивое внимание), 50% – средний уровень развития и 37,5% – высокий уровень.

Сопоставляя вышеуказанные данные, можно сделать вывод о том, что данная развивающая работа способствует более успешному развитию речевого слуха, что в свою очередь является профилактикой нарушений фонематической системы, нарушений чтения и письма в младшем школьном возрасте.

Кроме этого, воспитатели логопедической группы отметили более высокий уровень развития речи у вновь поступивших дошкольников из экспериментальной группы, по сравнению с дошкольниками из контрольной.

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития дошкольников.

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Постепенно с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненным явлениями. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески-проектировочную среду. Для того чтобы у ребенка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, чтобы у ребенка появилось любимое дело на всю жизнь, очень важно искать способы организации творческой деятельности, сформировать эмоционально-положительное отношение к красивому, возбудить интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Развитие творческого потенциала у ребенка - это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память.

Для создания условий самореализации необходимо заботиться о впечатлениях, которые должны носить разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы, тем ребенок более любознателен, что способствует возникновению увлеченности, которая в свою очередь, обладает самоценностью.

Программа «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста» направлена на создание ребенком субъективно нового (прежде всего, для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также проявлении им инициативы во всем, придумывании разных вариантов изображения, ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, игр и т. п.

Основу программы составили теоретические положения Л.А. Венгера, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Н. А. Ветлугиной.

Актуальность создания программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания, использованию новых подходов к содержанию, формах проведения музыкальных занятий, конечной цели - в продуктивной деятельности. В основе программы лежит раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категорических обращений на основе самовыражения ребенка, его саморазвития. Методика программы строится так, чтобы в процессе ее усвоения ребенок преломлял новые знания, умения через призму своего жизненного опыта, неповторимого и уникального, чтобы познанное ребенком творчески сформировалось и приобретало свой колорит, особенности и индивидуальность.

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Кроме того, непременным условием для реализации программы является предметно-развивающая среда. Очень важно, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях (слушание знакомых музыкальных произведений, игры-путешествия, игры-сказки, тематические музыкальные вечера, театральные постановки, беседы-концерты, праздничные утренники, развлечения).

Помимо этого, в программе предусматривается новый подход к процессу подготовки и проведения праздников, где основной груз ложится на плечи взрослых-педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности и получают удовольствие, участвуя в празднике. Радуясь непринужденной атмосфере, у каждого ребенка и взрослого есть своя игровая роль, и, что особенно важно, зрители, как таковые, отсутствуют.

К программе разработано перспективное планирование, конспекты занятий, занимательные игры и задания для развития творчества, консультации для воспитателей и родителей по теме развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В приложении представлены детские творческие работы и фотоматериал по работе с детьми.

Для активизации творческих проявлений детей в программе использованы методы поисково-творческого характера и творческие задания:

Помимо методов поисково-творческого характера для активизации музыкально-творческих проявлений в программе используются творческие задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай найди, измени; задания, вызывающие целенаправленные действия, поиски решений. Ребенок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым; задания, предполагающие самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств, возможность применения своей продукции. На музыкальных занятиях дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие способности.

Меню