Развитие воображения у детей в детском саду

конкурсы

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры. Игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка. В своих играх дети старшего дошкольного возраста учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии креативного мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны креативные, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о “строительстве человека”. Именно в творчестве находится источник для самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.

Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. РТВ разрешает все - быть всемогущим волшебником, пренебречь любым законом природы, создать новый закон, распрямить радугу - кроме безнравственного.

Изучению различных вопросов теории изобретательства посвящены исследования Г.С. Альтшуллера, И.М.,Мурашковской, Ю.С. Мурашковсого, А.А.Нестеренко, М.С. Сидорчук, СВ., Н.Н. Хоменко и др. Большие возможности открывает использование теории решения изобретательских задач, которая предоставляет для этого определенный инструментарий.

Гилфорд предложил рассматривать три основные характеристики творческой личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.. Креативные дети — фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.

Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.

Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.

Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий. Позиция воспитателя – недириктивная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.

Основные формы работы с воспитанниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм. Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Импровизации  дают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний.

Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.

Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. “Проблемы общей психологии”. М., Педагогика, 1973.

Сидорчук Т. А., Ардашева Н. И. Истории проЕ Пособие по РТВ для воспитателей и учителей начальных классов. Ульяновск, 1993.

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Поэтому важное  значение для развития воображения дошкольников приобретает расширение, обогащение и уточнение детского опыта, полученного в процессе непосредственного восприятия действительности.

Воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности – игры, многообразных разновидностей  художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Одним из эффективных средств развития творческого воображения дошкольников является тестопластика – лепка из соленого теста.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами тестопластики может проходить в процессе специально организованных кружковых занятий. Основными методами развитиятворческого воображения дошкольников в процессе тестопластики являются:  практические методы,  наглядные, словесные, игровые методы и приемы, исследовательский и эвристический методы, методы стимулирования и мотивации.

Особое место на всех занятиях отводится игровым методам и приемам. Детям предлагается совершить увлекательное путешествие по стране Тестопландии, в процессе которого они обучаются техническим приёмам работы с солёным тестом.

Прилагаются сценарии отдельных занятий с детьми, материалы для работы с родителями с целью их педагогического просвещения и организации  развивающей среды для занятий тестопластикой в домашних условиях.

Презентация урока для интерактивной доски по теме: Развитие воображения и фантазии у дошкольников

Презентация для ознакомления педагогического состава, родителей, а также всех интересующихся, с работой механизмов фантазии и воображения. Данный материал универсален - он может быть преподнесён самостоятельно, как мини-лекция для педагогов или родителей. А также его с успехом могут  использовать преподаватели творческих специальностей и психологи  в рамках свих семинаров, лекций или мини-собраний. Материал презентации составлен и объединён тезисно - при желании, можно дополнять материал или заменять файлы на нужные в каждой конкретной ситуации.

Развитие творчества у детей

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательный центр» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка

Цель: познакомить родителей с рациональными методами и приёмами воспитания и развития у детей творчества, формирования у них практических навыков.

Инсценировка: на импровизированной сцене стол, на котором всё подготовлено для занятий по рисованию (краски, кисти, листы бумаги и т. д.)

Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу послушного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается.

На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя всё своими действиями. Артемон внимательно слушает, выполняет всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же, чешет затылок, рассматривая краски. Обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно её рассматривает, снова обмакивает кисть и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.

Ведущий: Уважаемые родители! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Давайте сейчас вместе вернемся к Мальвине, Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чём выражалось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить их творческие начала.

Меню