Развитие волевой сферы детей лечение

Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетной задачи воспитания. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, тем самым в значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.

Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребенка меняют его взгляды на мир и отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо развивать, а иногда и корректировать, поскольку никакое общение, взаимодействие не будут эффективными, если его участники не способны:

У дошкольников с речевыми нарушениями существуют особенности в формировании эмоциональной сферы. Педагогам и специалистам, работающих с данной категорией детей, необходимо учитывать особенности их неврологического, психофизиологического, эмоционально-личностного развития и грамотно использовать эти знания:

Для понимания трудностей эмоционального развития детей с ОНР 2 и 3 уровня нужно знать, каким же образом проявляются различные эмоциональные состояния у человека вообще.

Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа.

- особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Таким образом, при организации работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей с речевыми расстройствами необходимо решать следующие задачи:

- Создание возможностей для самовыражения, владения средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

- Совершенствования памяти, внимания, мышления, развития восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитии потенциальных возможностей, разрешения внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и чувства вины.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, 1996.

Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 1999.

Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.

Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность (1).

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).

Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом прежде всего положительных эмоций и волевого усилия.

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

Целью нашего экспериментального исследования было изучение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. В рамках нашего исследования было выявлено, что у старших дошкольников преобладают такие качества, как средний уровень сформированности произвольной регуляции поведения, стремление к домашней защите, агрессия, демонстративность и экстравертированность. Менее же выражены скрытность, осторожность. Также наблюдается низкий уровень волевой регуляции в структуре монотонной деятельности старших дошкольников.

С помощью методики “Страна внутри нас”, позволяющей продиагностировать психоэмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста, были выявлены результаты, из которых видно, что такое психоэмоциональное состояние, как радость чаще всего ассоциировалось с красным цветом (39%), то есть радость проявляется как активное, энергичное состояние и чаще связано с коммуникативной сферой. Удовольствие чаще ассоциировалось с зеленым цветом (29%), то есть оно является чаще востребованным и дошкольники чаще испытывают удовольствие, когда взрослые относятся к ним, как к равным и связано с эмоциональной деятельностью. Страх чаще ассоциируется с синим цветом (27%), то есть дошкольникам чаще всего не хватает материнской любви, они очень чувствительны к этому психоэмоциональному состоянию и проявляется в эмоциональной деятельности и символизирует ментальную деятельность. Вина чаще ассоциируется с синим и зеленым цветом (17%), то есть дети более чувствительны к вине и является менее выраженным, если родители относятся к ним, как к равным и проявляется в эмоциональной деятельности. Обида чаще всего ассоциируется с красным цветом (29%), то есть проявляется более активно, чем все остальные и наблюдается у энергичных дошкольников и проявляется в эмоциональной деятельности. Грусть чаще ассоциируется с синим цветом (22%), то есть у дошкольников есть потребность в общении, они очень впечатлительны к этому состоянию и чувствительны, оно проявляется в области творческих переживаний. Злость чаще всего, ассоциируется с синим цветом (24%), то есть у дошкольников есть потребность в общении, они очень впечатлительны к этому состоянию и чувствительны, оно проявляется, если нет чувства “опоры”, уверенности, а также возможности “заземления” негативных переживаний. Интерес чаще всего ассоциируется с зеленым цветом (29%), то есть оно является чаще востребованным и дошкольники чаще испытывают удовольствие, когда взрослые относятся к ним, как к равным и связано с эмоциональной деятельностью.

Исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, а именно была проведена коррекция таких качеств, как агрессия, тревога, сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, плаксивость, злобность, завистливость, упрямство, жестокость. Для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников, основнаяцелькоторого: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующиезадачи:

  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
  • научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
  • развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.

В результате проведенной работы у детей:

  • эмоции детей приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции:
  • появляется постоянная дружба со сверстниками;
  • развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
  • ребенок усваивает “язык” эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
  • эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
  • наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

Волевая сфера личности и развитие воли Размещено на / Содержание

Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Меню