Развитие волевой сферы детей зпр

с помощью песочной игротерапии

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонением в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Изучению вопросов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в настоящее время уделяется всё больше внимания.

Под термином "задержка развития" понимается синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закадированных в генотипе свойств организма.

Существует несколько классификаций задержек психического развития. Первая клиническая классификация Предложена Т,А. Власовой и М.С. Певзнер (1967г.) По их мнению, при первом варианте нарушения проявляется, прежде всего, в формировании эмоционально-волевой сферы и личности вследствие психического инфантилизма. При втором варианте преимущественны нарушения познавательной деятельности, которые являются следствием стойких астенических и особенно цереброастенических состояний.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоционально-волевой сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо заметили Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: "Эмоции энергетизирую и организуют восприятие, мышление и действие".[3]

Итак, коррекция эмоционально-волевой сферы, на наш взгляд должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе рразвития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.Способность ребёнка созновать и контролировать свои эмоции возрастает. Её необходимо развивать и корректировать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное сердце" (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на коррекцию эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Источником для коррекции эмоционально-волевой сферы выступит песочница и набор мелких игрушек, с помощью которых ребёнок может создавать разные сюжеты и проигрывать те или иные ситуации. Этод вид деятельности особенно нравится детям. Процесс песочной терапии начинается с того, что ребёнку предлагают выбрать игрушки и поиграть в песок. Выбор игрушек неслучаен. По мнению Д. Калфф (1981), фигурки стимулируют работу фантазии, актуализируют процесс переноса внутренних представлений ребёнка на них. Таким образом, незатейливые игрушки становятся символами внутренней жизни, потенциальных возможностей ребёнка, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Играя с фигурками в песке, ребёнок (на самом деле) мануально "осознаёт" себя, свои внутренние процессы и "расставляет" их в нужной для себя последовательности. Так просто, как всё гениальное, происходит великий акт саморегуляции, включающий в себя процесс "заземления" негативной психической энергии в песок и мануальную манипуляцию фигурками.[2]

Выделяют три стадии игры с песком[1]: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии "хаоса" ребёнок хватает множество фигурок, беспорядочно расставляет их на песке, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. С одной стороны, это диагностично, с другой - терапевтично, ибо через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождения от него.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песок переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

К.-Г.Юнг утверждал[4], что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Таким образом, в песочнице дети могут полностью реализовать свои фантазии, избавиться от страхов, тревоги, агрессивности. Они учаться общаться друг с другом, взаимодействовать, познавать окружающий мир.

Грабенко Т.М., Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия". - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998г.

Кэррол Э.Изард "Психология эмоций". - СПб.:Издательство "Питер", 2000.( Серия "Мастера психологии")

Ленор Штейнхард "Юнгианская песочная психотерапия". - СПб.: Питер, 2001г. - ( Серия "практикум по психотерапии"). 

Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво. Ребенок не может удерживать своё внимание н одном объекте, он постоянно отвлекается на яркие и новые предметы, которые его окружают. Например: на яркую линейку соседа или новые ботинки. Так же объем внимания значительно меньше, чем у детей с общими образовательными возможностями. Так же на неустойчивость внимания ребенка способствует шум в классе, нечеткая речь учителя.

Так как у детей с задержкой психологического развития наблюдается ограниченность и фрагментарность представлений, то можно утверждать, что у таких детей восприятие и ощущение ограничено. В отличие от нормально развивающихся сверстников скорость восприятия у детей с задержкой психического развития значительно ниже.

Так же можно пронаблюдать неспособность осмысливать и избирать материал. У данной категории детей нарушена ориентировка в пространстве, что приводит к трудностям в овладении письма и чтения.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения от нормы и у произвольной и непроизвольной памяти из – за сниженной познавательной активности. Низкий уровень продуктивности и ограниченный объем памяти говорит о неспособности пользоваться приемами запоминания, ассоциациями и т.д. Так же важно отметить, что наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный.

Таким детям свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания активного поиска приемов запоминания и воспроизведения. Лучше запоминается материал, который был многократно повторен и связан уже имеющимися на данный момент знаниями (при изучении чисел не рекомендовано изучать структуру задач или геометрические фигуры).

Так как у детей с задержкой психического развития наблюдается тенденция низкой сформированности познавательной сферы, то и мышление у них развито очень слаба.

Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отлично проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Так же наблюдается тенденция в трудности усвоения понятий и терминов, неспособность выделять существенные признаки.

У некоторых детей могут хорошо быть развиты элементарные формы классификаций (дети могут разделить предметы на группы по признаку: цвета, формы и т.д).

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушения операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

·классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

У детей с ЗПР отмечается большая распространенность нарушений речи, которые, прежде всего, связаны с особенностями психомоторного развития этих детей. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У таких детей в старшем дошкольном возрасте отмечается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, преобладание игровых интересов. Что же касается речевых дефектов, то детям с ЗПР присущи те же речевые нарушения, что и детям с нормальным интеллектом. Но наиболее распространенными являются такие нарушения как дислексия и дисграфия, т.е. нарушения звукопроизношения и письменной речи. Также нарушенной является и фонетическая сторона устной речи. Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. Для импрессивной речи этих детей характерна недостаточность дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи таких детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность. Такая картина свидетельствует о наличие у детей с ЗПР общего недоразвития речи (ОНР) и о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных интеллектуальных способностей.

 Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях.

Меню