Развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста

Маранцева Любовь Васильевна

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

Из таблицы видно, что 40% детей с ЗПР имеет низкий и 60% - средний уровень устойчивости и продуктивности внимания, высокий уровень не имеет никто. В то же время 10% нормативно развивающихся детей имеет низкий, 80% - средний и 10% - высокий уровень устойчивости и продуктивности внимания.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

Результаты исследования уровня развития произвольного зрительного внимания у детей с НПР представлены в таблице 2.

Из таблицы видно, что у 50% детей с ЗПР низкий, и у 50% - средний уровень развития произвольного зрительного внимания, в то время как у 10% детей с НПР наблюдается низкий уровень, у 70% - средний и у 20% - высокий уровень развития произвольного зрительного внимания.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее. При выполнении задания дети много отвлекались, допускали много искажений в копировании образца.

Для проверки выявленных различий нами был использован метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.

Таким образом, при помощи t-критерия Стьюдента мы подтвердили достоверность различий между группами. Следовательно, уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР ниже, чем у детей с нормативным развитием, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Устойчивость внимания зависит особенно от интереса детей. Если детям интересно, - они внимательны, если нет, - никакие упреки воспитателя, ни его замечания и “призывы”, вроде: “Дети, будьте внимательны” - не помогают.

Изменяющийся в старшей и особенно в подготовительной группах режим жизни детей, увеличивающийся “вес” занятий, постепенно принимающих характер учебной деятельности, предъявляет новые и при этом повышенные требования к вниманию детей.

Воспитатели старшей и подготовительной групп, пытаясь поддержать неустойчивое детское внимание, проявляют большую изобретательность в том, чтобы сделать каждое занятие интересным. Широко используются разные виды наглядности, детям даются для работы индивидуальные наборы разных дидактических материалов: геометрических фигур, предметов, картинок, карточек с цифрами и др. Конечно, такое оснащение занятий повышает интерес к нему детей, и они охотно выполняют предъявляемые руководителем требования, сохраняя длительно устойчивость внимания.

Но ведь в школе далеко не все элементы урока будут столь же интересными детям, им надо будет произвольно направлять свое внимание и заниматься порой совсем неинтересным делом, требующим, однако, длительного сосредоточения, например при писании букв и цифр, усвоении грамоты, слушании ответов товарищей, многократно повторяющих одно и то же правило, и др.

К этому детей надо готовить. Наблюдая занятия с детьми 6-7 лет и точно отмечая, когда их внимание привлекается воспитателем и когда эта сосредоточенность падает, выяснилось следующее:

Внимание 6-7-летнего ребенка может быть устойчивым в течение 25-30 минут и даже дольше, если он занят таким делом, которое требует его активного действия: рисование, конструирование, составление орнаментов, подбор множеств, счет и др. Труднее поддерживается устойчивость внимания при умственном действии без практической работы. Однако, слушая читаемый им рассказ, смотря фильм, дети могут также долго сосредоточиваться на воспринимаемом содержании.

Особо важную роль играет такое занятие, где дети должны быть активными в решении каких-то задач. Рассматривание картины может вызвать отвлечение внимания через 5-7 минут после начала занятия, если воспитатель удовлетворяется простым называнием детьми изображенных предметов. Но если он ставит более трудные задачи, которые требуют от ребят поисков, изучения, сопоставления разных частей картины, установления связи между элементами, обобщения, выводов, такая работа поддерживает внимание детей – оно приобретает устойчивость и силу сосредоточения.

Отрицательно действует на внимание детей чрезмерный объем даваемого им материала. Если воспитатель на одном занятии использовал 3-4 картины, или разучивал 2 новых стихотворения, или требовал вспомнить и зарисовать 2-3 сценки из просмотренного фильма, внимание детей рассеивается. Полученные впечатления сливаются в какой-то общий смутный образ.

Также легко нарушится хрупкое детское внимание из-за организационных и методических ошибок, нередко допускаемых воспитателями.

Одной из наиболее частых причин отвлечения внимания детей, их рассеянности является их утомление. Длительное coxpaнение одной позы, однообразие выполняемых действий, скучные и ненужные повторения уже хорошо известного, вынужденное бездействие – все утомляет ребенка, и тем больше, чем он слабее, чем он менее привык к такой работе. Ho утомляют ребенка и многие обстоятельства его жизни дома. Борьба за сохранение семьей нужного режима жизни ребенка – непременное условиe успешного воспитания его внимании.

Вместе с тем повышенные возможности и интересы детей позволяют воспитателю поднять и уровень требований к работе детей на занятиях. Обратим внимание на то, что внимание ребенка поддерживается его мышлением, его умственной строго направленной работой. Если внимание малышей привлекается ярким, необычным, подвижным предметом (внимание нeпроизвольное), то наиболее продуктивным вниманием у всех старших (в том числе и у взрослых людей) является внимание, основанное на познавательном интересе (непроизвольное вторичное). Желание узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и пp. – все эти виды умственной деятельности держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения. Увлеченные такой интересной (не развлекательной) работой дети 6-7 лет уже могут по требованию воспитателя заниматься в отдельные моменты неинтересной работой, но нужной, обязательной, Она требует от них волевого внимания.

Так педагог ведет постепенную тренировку произволъного внимания, которое детям понадобится в школе. Они должны быть к нему подготовлены.

Таким образом, важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.

Исходя из данных, полученных в результате проведенного исследования по методике “Найди и вычеркни” из книги Р.С.Немова, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

В результате исследования, проведенного по методике Р.Р.Калининой “Домик”, установлено, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР.

При помощи t-критерия Стьюдента мы подтвердили достоверность различий между группами. Следовательно, уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР ниже, чем у детей с нормативным развитием, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

В результате проведенного исследования подтверждена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития продуктивность, устойчивость и произвольность внимания и ниже чем у детей с нормативным развитием.

В процессе изучения теоретического материала установлено, что внимание – это сложный психический процесс, который выполняет в жизни и деятельности человека много различных функций.

В дошкольном возрасте значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания.

Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.

Для эмпирического проведения разных положений нами было организовано исследование на базе ДОУ № 63, участие в котором приняли 20 дошкольников с ЗПР и 20 – с НПР.

Исходя из данных, полученных в результате проведенного исследования по методике “Найди и вычеркни”, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

В результате исследования, проведенного по методике Р.Р.Калининой “Домик”, установлено, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

В силу важности и значимости внимания для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Развитием внимания должны заниматься и педагоги и, безусловно, родители.

Работа над этой проблемой открыла нам много нового в изучении свойств внимания, позволила лучше разбираться в методах изучения и развития внимания.

Полученные результаты окажут помощь психологам и педагогам в проведении работы по развитию внимания у детей.

В продолжении темы: Обсуждение статьи Исследование психических особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Детский сад 50. Конспект занятия

Статья (старшая группа) по теме: Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Этот материал поможет педагогам в изучении и коррекции нарушений познавательной сферы и прежде всего внимания у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте

Меню