Принципы установления умственного развития ребенка

Умственное развитие детей

Что делать, если ребенок плохо учится, не усваивает новые знания, с трудом читает и считает? Для начала необходимо проконсультироваться с невропатологом. Если обследование не выявит патологии нервной системы, возможно, виноват синдром низкой обучаемости.

Полезно знать

Здравствуйте, дайте совет как улучшить память и мышление, у меня плохая память и «торможу», это мне мешает в учебе может упражнения какие подскажите

Добрый день, Марина! Методология оценки умственного развития ребенка раннего возраста имеет свои особенности. При оценке познавательной деятельности, например, основными параметрами считаются обучаемость в процессе выполнения какого-то игрового задания, принятие и способы выполнения этого задания, а также отношение к полученному результату. Однако результаты подобных методик оцениваются специалистами – детским психоневрологом, коррекционным педагогом. Родители же могут обращать внимание, в частности, на особенности поведения ребенка в детском коллективе, использования игрушек в процессе игры – по назначению или для выполнения каких-либо нетипичных действий, вовлеченность ребенка в игровую ситуацию, реакцию в целом на присутствие родителей, близких родственников и т.д. В раннем возрасте умственное развитие ребенка неотделимо от психомоторного развития в целом, поэтому оценивается также и формирование тех или иных навыков (начиная от попыток ползать, сидеть, ходить и до формирования навыков самообслуживания и т.д.). В любом случае, важно не пренебрегать профилактическими осмотрами у педиатра, дабы не пропустить те или иные нарушения. Будьте здоровы!

Ребенку 2 года, с виду ничем не отличается от одногодок, но врач поставил диагноз задержка умственного развития. Что это значит?

Добрый день, Марьяна! Задержка умственного развития, а точнее задержка психомоторного развития, представляет собой собирательное название для обозначения тех или иных нарушений развития психической сферы – от грубых нарушений, связанных с генетическими дефектами развития до изменения возрастных норм в формировании отдельных функций (речь, память и т.д.). Поэтому, несомненно, что данная ситуация должна насторожить, но не являться «сигналом бедствия», а явиться причиной обращения к квалифицированному детскому психоневрологу для уточнения состояния ребенка. Раннее выявление нарушений психомоторного развития (в частности, в возрасте еще 1,5 лет) существенно увеличивает степень эффективности реабилитации и успешности социализации ребенка. Это обозначает, что при условии своевременно начатых интенсивных реабилитационных мероприятий – коррекционные занятия индивидуально, а также по системе тренингов в детской группе – становится возможным посещение ребенком детских дошкольных учреждений, а в дальнейшем и школы, наравне со сверстниками, которые не имели подобных нарушений психомоторного развития (умственного развития) в раннем возрасте. Берегите здоровье!

Ребенку 3 года, очень плохо и мало говорит, в остальном хороший ребенок. Можно ли это считать задержкой умственного развития? И что делать?

Добрый день, Марго! Задержка умственного развития, или задержка психомоторного развития, ? определение, включающее широкий спектр возможных изменений в развитии психической сферы ребенка. Это могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения речи, моторных навыков, различные нарушения спектра аутизма, специфические задержки в формировании так называемых школьных навыков, нарушения эмоциональной когниции и другие. Поэтому крайне важно, не откладывая, обратиться за консультацией к квалифицированному детскому психоневрологу. Это необходимо сделать как можно быстрее еще и потому, что от времени диагностики и выявления типа нарушений психомоторного развития (умственного развития) у ребенка зависит, прежде всего, степень эффективности его дальнейшей реабилитации и полноценной социализации. Индивидуальность и психологические особенности – все это, безусловно, имеет место быть, однако в данном случае стоит предоставить право оценить ситуацию именно специалисту. Ведь степень успешности реабилитационных мероприятий тем выше, чем раньше начаты коррекционные занятия – а именно, в возрасте не старше 3-4 лет. Будьте здоровы!

Моему сыну 8 лет. Учится во 2 классе. Вес 30 кг, рост 1,30м Речь поздняя и до сих пор разговаривает тяжело. Учится на 2. Память плохая. В письме масса ошибок. Левша, пишет непонятно, неаккуратно. Как нам помочь ребенку?

Добрый день, я с мужем образованные люди, всегда прекрасно учились, и мечтали ребенку дать самое лучшее образование. Но вот пришло время готовить сына в школу, а он просто необучаемый, доводит нас до нервного срыва, уже брали репититора, он говорит, что просто нашему мальчику не дано быть отличником. Как развить его ум?

Ребенок, когда пишет пропускает много букв, психолог сказала, что это какие-то отклонения. Получается, он отстает в умственном развитии?

Добрый день, Ольга! Умственное развитие ребенка – лишь одна «пьеса» в сложной симфонии под названием «Психические процессы». Для того, чтобы компетентно оценить причины таких сложностей у малыша, стоит обратиться на прием детскому психоневрологу, при необходимости – коррекционному педагогу, детскому психотерапевту, детскому врачу-психологу. Можно предположить, что подобные трудности (пропуски букв при письме) имеются из-за нарушений внимания у ребенка. Проявлений этого достаточно много – например, невозможность длительного сосредоточения, концентрации внимания в необходимое время, трудности переключения внимания. С другой стороны, возможны искажения восприятий устной речи (нарушения слуховой перцепции). И такая ситуация уже может быть расценена с позиций нарушений формирования отдельных школьных навыков. Поэтому важно, чтобы ребенок был осмотрен квалифицированным специалистом, дабы избежать ошибочных диагнозов, и что более важно – своевременно откорректировать вполне поддающиеся реабилитации (при условии ее своевременности) досадные нарушения. Берегите здоровье!

Текст методики

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо найти и исключить его. 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 5. Тополь, береза, орешник, липа, осина. 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры: лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая ссязь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля 2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр 3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы 4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка 6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный 7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач 8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна 9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье... - одежда треугольник, квадрат... - фигура Придумай название к каждой паре: 1. Метла, лопата... 2. Шкаф, диван... 3. Окунь, карась... 4. День, ночь... 5. Осень, весна… 6. Слон, муравей... 7. Огурец, помидор... 8. Июнь, июль... 9. Сирень, шиповник… 10. Дерево, цветок...

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (по Л. И. Переслени, 1990)

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются. При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

            ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.), 3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%), 2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%), 1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Меню