Правильное развитие ребенка 4-5 лет

Правильное развитие: Что должен уметь ребенок 4-5 лет

Каждый ребенок – индивидуальность, однако существуют общие закономерности, которые позволяют нам определить, нормально ли развивается наш ребенок. Каждый ребенок – уникальная личность, которая развивается по собственному плану. Однако, во всех таких планах есть общие закономерности. Давай рассмотрим, как должен развиваться ребенок в 4-5 лет.

Судить о развитии ребенка нужно комплексно, не сравнивая его с другими детьми, а сравнивая только с ним самим, только на предыдущих этапах его развития. Также бывает, что некоторые сферы у ребенка развиты не по годам, но как компенсация, другие способности – немного отстают. И это нормально, если отклонения от нормы не велики.   Достижения 4-5 лет

На 4-5 году жизни ребенок уже отличается хорошим развитием психомоторики. Он может выносить достаточно длительные прогулки, в то же время, растрачивая силы на познание мира сего. Ребенок прекрасно овладевает речью, некоторым умением анализировать, творчески мыслить и выражать свои фантазии словами.   Важность рисования

Ребенок подтягивает свою ловкость телодвижений и умелость рук, координируя даже мелкие движения, имеет хороший зрительный контроль. Это открывает ему возможности совершенствовать способности и технику выполнения рисунка, лепки. Большое количество детей в этом возрасте рисует и начинает рисовать с большим удовольствием. На первый план выходит сам процесс рисования, поэтому, часто бывает, что дети выбрасывают результат. А вот уже через год-два, результат рисования будет иметь для него куда большее значение.   Детские психологи также отмечают огромную роль художественной деятельности в развитии, подчеркивая, что рисование не только формирует навыки, знания, а еще и развивает, углубляет эмоциональную сферу ребенка. Рисование даже является терапией от стрессов. Рисунок можно рассматривать как детскую речь, а также как подготовительную стадию к письменности.   Ребенок выражает в рисунке отношение к внешнему миру, по нему можно диагностировать и судить разного рода проблемах, которые населяют детскую голову.   Игра

Ребенок 4-5 лет не только занимается рисованием, а еще и играет. Сама игра становится уже сложнее: имеет сюжет, разбита на роли, определена правилами. Дети играют самостоятельно, им уже взрослые не нужны. Могут играть все роли в одиночку или же со сверстниками.   Таким образом, ребенок учится коллективному общению, развивает свой интеллект, коммуникабельность. Это дисциплинирует, учит некоторой ответственности и сообразительности.   Всячески пытайся поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее! Ты и не заметишь, как вырастишь вундеркинда.

Дневник психологического развития ребенка 4–5 лет

В данной работе представлен один из возможных путей своевременной помощи детям среднего дошкольного возраста – организация в детском саду системы работы, направленной на предупреждение и своевременную коррекцию психологических нарушений.

Диагностика детей среднего возраста является частью общей системы, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.

Общеизвестно, что традиционно психологическая работа с дошкольниками начинается с пятилетнего возраста. Но очень часто это бывает слишком поздно, чтобы исправить все уже сформировавшиеся нарушения. Задача педагога - психолога на этапе младшего дошкольного возраста на основе наблюдения выявить общую картину взаимообусловленного когнитивного, аффективного, социально – эмоционального развития младших дошкольников.

Каждый педагог должен не только хорошо знать, какие сферы деятельности являются для ребенка наиболее проблемными, но и понимать причины возникновения этих проблем. Только в этом случае мы можем говорить об индивидуальном подходе к обучению детей с проблемами развития. Педагог не может справиться с такой большой задачей в одиночку. Для обследования ребенка с целью качественного анализа дефекта ему требуется помощь специалистов.

Познавательная сфера.

  1. Внимание: концентрация, распределение и переключение.
  2. Память: слуховая, зрительная
  3. Мышление: обобщение, классификация
  4. Восприятие: форма, величина, цвет
  5. Воображение: воссоздающее воображение.
  6. Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является набор специально разработанных и подобранных методик.

    Таким образом, как участник построения модели психолого-педагогического сопровождения в профилактики психоречевых нарушений у детей нами составлена система работы, которая включает в себя:

    - проведение диагностического обследования в форме “Динамического дневника развития познавательной сферы ребёнка среднего возраста”

    для выявления соответствия или несоответствия возрастной норме и представление полученных данных на ПМПк, ПМПК;

    - система корекционно-развивающих игр и упражнений, способствующие развитию психических функций у дошкольников.

    Мы вправе сказать, что организованная таким образом система работы со средними дошкольниками действительно направлена на предупреждение у них психоречевых нарушений и, следовательно, является наиболее эффективным и действенным путем психологического воздействия на формирование и коррекцию высшей нервной деятельности детей в сензитивный период их развития.

    Развитие ребенка в 4,5 года

    К этому возрасту у малыша может появиться некоторая тревожность. Достаточно большой поток информации, бурная фантазия и неуемная подвижность формируют некоторые страхи, например, боязнь темноты, определенных помещений в доме, высоты. Не стоит ругать ребенка, стыдить его. Эта психологическая особенность возраста не подвластна самостоятельной коррекции ребенком. Именно поэтому он сейчас очень нуждается в Вашем участии и понимании.

    Но это совершенно не значит, что малыш отныне будет спать в родительской постели или ходить по квартире в сопровождении взрослых. Пойдя на такие уступки, Вы лишь укрепите страхи ребенка. Придумайте игрушечного стража и наделите его волшебными способностями. Пусть он хранит покой малыша. От той уверенности, с которой Вы расскажете ребенку о силе волшебных чар плюшевого мишки, зависит то, насколько малыш поверит в эту идею.

    С более серьезными страхами можно бороться при помощи общеизвестного психологического приема: «Нарисуй свой кошмар». Ребенку стоит предложить нарисовать то, чего он боится. Пусть рисует как можно более подробно и старательно. Затем стоит вместе назвать рисунок и пририсовать ему смешные черты. В процессе рисования стоит придумывать смешные слабости монстра и то, чего он боится. Если страх оформлен не в виде чудовища, а в виде абстрактной картинки, стоит взять рисунок с собой на прогулку и сжечь, вместе с ребенком, сообщив, что больше этот кошмар малыша не потревожит.

    К 4,5 годам у ребенка четко формируются преимущественные виды деятельности. Методом наблюдения легко выявить таланты малыша, чтобы вовремя начать развивать их. Если есть возможность, стоит записать ребенка в кружки, соответственно его предпочтениям. Если таланты выявить трудно, стоит сравнивать результаты разных видов деятельности ребенка с результатами других детей того же возраста.

    Мальчики в этом возрасте теряют интерес к своей внешности, в то время как девочки, наоборот, становятся истинными кокетками. Мамам девочек стоит спрятать подальше свою декоративную косметику, а мамам мальчиков стоит объяснить своим отпрыскам, что чистота тела – залог принятия человека обществом и от того, насколько опрятно выглядит юный джентльмен, напрямую зависит его успех.

    Речевое развитие детей 4-5 лет

    Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

    Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

    Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

    Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они по¬лучают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

    Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

    Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска¬зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме¬няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картин¬ке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    Некоторые нюансы потребления пищи

    В таком нежном возрасте, как 4-5 лет ребенок должен продолжать традицию 4-разового потребления пищи на протяжении одного дня. При этом время еды должно быть фиксированным, чтобы не расстроить аппетит и стимулировать правильное пищеварение. Малыш активно развивается, много двигается, растет, учится и все эти процессы продолжаются столь же стремительно, если в его рацион включает:

    Если родители во время приготовления пищи злоупотребляют солью или специями, для малыша лучше готовить отдельно.

    Слизистая желудка в таком раннем возрасте может серьезно повредиться, а это, в свою очередь, может спровоцировать такие недуги как гастрит. Естественно, каждое дитя обожает сладости, прием которых могут контролировать только родители. Решив побаловать ребенка, их можно предложить после того, как обед съеден или во время полдника.

    Меню