Периодизация развития ребенка выготского

2.2 Возрастная периодизация развития детей

Физиологическая периодизация принятая в 1965 году на Международном симпозиуме по возрастной физиологии выделяет семь периодов развития в детстве и юношестве:

Психологические периодизации в зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы.

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) выделил несколько психосоциальных стадий развития личности, стадий жизни в раннем возрасте и в юности.

Российский, советский психолог Л.С. Выготский (1896—1934) установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития:

Согласно Выготскому движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Не всякое обучение выполняет роль движущей силы развития, может случиться и так, что оно будет бесполезно или даже затормозит развитие. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться не на уже завершившиеся циклы развития, а на возникающие, на зону ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития определяется Выготским как разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития. Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. Уровень трудности задач, решаемых под руководством взрослого, определяет потенциальный уровень. В зоне ближайшего развития находится психический процесс, формирующийся в совместной деятельности ребенка и взрослого; после завершения этапа становления он становится формой актуального развития самого ребенка.

Л.С. Выготский разделяет периоды развития ребенка в соответствии с психологическим возрастом, который определяется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития — своеобразным, специфическим для данного возраста, неповторимым отношением между ребенком и окружающей его средой, образом жизни ребенка, его «социальным бытием».

Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования — продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития — постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:

Российский, советский психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984) использовал понятие ведущая деятельность, разработанное российским, советским психологом A.Н. Леонтьевым (1903-1979), как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития. Эльконин ассоциирует разные периоды развития ребенка с ведущими видами деятельности.

Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год, 7 и 15 лет).

Швейцарский и французский психолог Ж. Пиаже (1896—1980) взял за основу возрастной периодизации стадии когнитивного развития — состояния интеллекта.

Педагогическая периодизация базируется на традиционном делении учебных учреждений на дошкольные (ясли, детский сад) и школьные (младшая, средняя и старшая школы) и выделяет шесть возрастных периодов:

Знание основных этапов индивидуального развития детей и подростков, проблем которые на этих этапах возникают – необходимое условие эффективной образовательной и воспитательной работы по формированию жизненных навыков для сохранения и укрепления здоровья [1].

В отсутствие общепринятого определения подросткового возраста и юности Организация Объединенных Наций относит к подросткам лиц в возрасте 10–19 лет и к молодежи – лиц в возрасте 15–24 лет для целей статистического учета без ущерба для других определений, используемых государствами – членами ООН. Вместе подростки и молодежь обозначаются термином « молодые люди », к которым относятся лица в  возрасте 10–24 лет.  Конвенция о правах ребенка определяет детей как лиц в возрасте от рождения до 18 лет [2].

Критерии периодизации психического развития ребенка

, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

    П.П. Блонский построил свою периодизацию по признаку наиболее объективному, легко доступному наблюдению, который связан с существенными особенностями конституции растущего организма - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: до 8 месяцев – 2-2,5 года - беззубое детство, 2,5 - 6,5 лет - детство молочных зубов, 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). 

   Главным критерием периодизации З.Фрейда выступает сексуальное развитие, так как основным источником человеческого поведения является насыщенное сексуальной энергией бессознательное. Следовательно сексуальное развитие определяет развитие всех сторон личности. И поэтому стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. 0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). 1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). 3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. 5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. 12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. 

  Однако, периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. 

. В них используется три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. 

   В периодизации Л.С. Выготского кризисные и стабильные периоды чередуются. Поэтому возрастная периодизация выглядит так: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет. 

   Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок- взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность. 

   В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка Эльконин выделяет две группы. 

  В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессианальная деятельность старшеклассника. 

  Эпоха раннего детства (до 3 лет). Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный. Это операционально-техническая фаза. В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять "Я", "Я сам". 

 Эпоха детства (3-11 лет). Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. К концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. 

  Эпоха подростничества (11-17 лет). Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы. 

Меню