Оценка физического развития ребенка по антропометрическим данным

Образовательная программа мадоу детский сад №6 на 2012 2013 учебный год Принято на заседании педагогического совета 05. 09. 2012, протокол №1, 2012 год

Литература

  1. Инновационная деятельность в детском саду: программно-методическое обеспечение: пособие для руководителей и административных работников / И.А. Урманова, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  2. Маркова Л.С. Образовательная программа дошкольного учреждения: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
  3. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных государственных требований (рекомендации по написанию). // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10. - с. 6-16.
  4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году. (Министерство образования Хабаровского края).

планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Авторы: Н. О. Березина, канд. мед. наук; И. А. Бурлакова, канд. псих. наук; Е. Е. Клопотова, канд. псих. наук; М. И. Степанова, доктор мед. наук; Е. К. Ягловская, канд. псих. наук. Под редакцией И.А.Бурлаковой, канд. псих. наук, М.И.Степановой, доктора мед. наук Успех: система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования / [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Е. Клопотова и др.; под ред. И. А. Бурлаковой, М. И. Степановой]. – М.: Просвещение, 2010. – 000 с. – ISBN 978-5-09-022047-7. УДК

Система медико-педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования………………………………………….…….

Оценка физического развития детей по антропометрическим показателям …………………………………………………………………………….

Оценка функциональных возможностей организма детей по физиометрическим показателям…………………………………………………

Оценка физической подготовленности детей по показателям развития физических качеств…………………………………………………………………

Оценка овладения необходимыми двигательными навыками и умениями……………………………………………………………………………..

Оценка состояния здоровья детей по количеству заболеваний органов дыхания ………………………………………………………………………………….

Система психолого-педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования ……………..

Система медико-педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Оценка уровня развития ребенка и его функциональных возможностей должна проводиться строго по возрасту. Возрастные группы формируются в соответствии с правилами, принятыми в медицинской практике:

Таблицы для индивидуальной оценки физического развития (Приложение 1) составлены на основе региональных стандартов общепринятым методом регрессионного анализа, устанавливающего для конкретных вариантов длины тела диапазон нормальных колебаний массы тела в каждой возрастно-половой группе детей. При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – соответствующий данному росту диапазон нормы массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка. Использование данных таблиц позволяет определить варианты физического развития детей:

Закономерности увеличения основных антропометрических показателей у детей

Закономерность увеличения обвода грудной клетки. На время рождения доношенного ребенка обвод грудной клетки составляет 32-34 см, в течение первого полугодия увеличивается на 2 см ежемесячно, второго полугодия – на 0,5 см ежемесячно. В возрасте 2-10 лет этот показатель увеличивается на 1,5 см ежегодно, в пубертатный период – на 3 см за год. Таким образом, окружность грудной клетки составляет: в возрасте б мес – 45 см, 1 года – 48 см, 5 лет – 55 см, 10 лет – 63 см.

Статья (младшая группа) по теме: Оценка развития ребёнка / по центильным таблицам

Статья дает ответ на вопрос, который интересует многих родителей - о соответствии роста и массы тела ребёнка его возрасту.  

Общее физическое развитие

Длина туловища измеряется сантиметровой лентой, прикладываемой плотно к спине; за длину туловища принимается расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и кончиком копчиковой кости. У старших детей это измерение делается в вертикальном положении, у маленьких — в лежачем положении на боку. Измерение длины конечностей лучше всего делать антропометром Мартина, а за неимением такового — обыкновенной сантиметровой лентой. За длину руки принимается расстояние от акромиона до конца III пальца руки, за длину плеча — расстояние между акромионом и верхушкой локтевого сустава, за длину предплечья — расстояние от локтевого сустава до конца III пальца. За длину нижней конечности принимается расстояние от большого вертела бедра до уровня подошвы, за длину бедра — расстояние от большого вертела до коленного сустава, за длину голени — расстояние от коленного сустава до лодыжки. Высота головы измеряется антропометром или штангенциркулем между макушкой головы и наиболее выдающейся частью подбородка.

Для измерения периметров пользуются сантиметровой лентой. Окружность головы. Лента проводится сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди — по лбу над бровями. Окружность груди. Лента проводится сзади под углами лопаток, а спереди по нижнему краю околососковых кружков; у девочек пубертатного периода с достаточно хорошо развитыми грудными железами спереди лента проводится по IV ребру. Измерение делается при опущенных руках, на высоте вдоха, выдоха и при спокойном дыхании. Окружность живота измеряется на уровне пупка или в области наибольшего выпячивания живота. Окружность плеча измеряется в верхней трети его, непосредственно около подмышечной впадины. Окружность бедра измеряется в верхней наиболее широкой его части, причем лента проводится горизонтально приблизительно на уровне промежности. Окружность голени измеряется на уровне наибольшего объема икроножных мышц. Передне-задний и поперечный диаметры грудной клетки измеряются особым циркулем; при измерении первого одна ножка циркуля помещается у нижнего конца тела грудины, а другая — на этом же уровне на остистом отростке. При измерении поперечного диаметра ножки циркуля помещаются на ребрах приблизительно по средней подмышечной линии и на уровне нижнего края грудины, что соответствует в большинстве случаев наибольшему поперечнику грудной клетки. Кроме этих основных измерений, для объективной оценки физического развития детей предложен целый ряд так называемых антропометрических индексов, основанных на сопоставлении двух или нескольких размеров тела. Чаще всего индекс есть процентное отношение меньшей из двух сопоставляемых величин к большей, например веса к росту, окружности грудной клетки к длине тела и т. д. Практически наиболее распространенными являются только некоторые индексы, которые мы и приводим ниже (см. табл. 16).

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — рост. Этот показатель характеризует упитанность ребенка; у детей первых 2 лет он колеблется от 25 до 20 см и постепенно снижается до 6 см к 7—8-му году жизни. У детей истощенных он может выражаться отрицательной величиной; применим только в раннем и дошкольном возрастах. Индекс Пирке (Pelidisi), так же как индекс Чулицкой, характеризует упитанность ребенка. Обычно определяется по специально исчисленным таблицам. Второй индекс Чулицкой, так называемый «осевой», характеризует разницу между длиной ноги и длиной туловища. Уменьшение индекса указывает на отставание роста нижних конечностей, что часто отмечается у детей раннего возраста с явлениями задержки физического развития. Соотношение между длиной туловища и конечностей показывает также индекс Пирке (Bedusi). Индекс Эрисмана: окружность груди — полурост. Характеризует развитие грудной клетки ребенка и отчасти его упитанность. Чем лучше физически развит ребенок, тем позже у него окружность груди сравнивается с полуростом. У крепких детей эта величина часто даже и в 13—14 лет не становится отрицательной. Для этой же цели применяют индекс Бругша: (окружность грудной клетки X 100): рост. Этот показатель в грудном Возрасте равен 68—65, в дошкольном 63—53 и в школьном 53—49. Антропометрические индексы, взятые без учета индивидуальных и социально-бытовых моментов, дают очень мало для правильной оценки развития ребенка. Каждый индекс в отдельности характеризует ребенка односторонне, а потому всегда необходимо пользоваться комбинацией индексов. В последнее время широко пользуются методом таблиц, в которых дана корреляция между ростом, возрастом и весом.

Эти показатели приобретают существенную ценность при повторном определении их у одного и того же ребенка в различные годы его жизни или у одного и того же ребенка, например, в процессе болезни и выздоровления. В этих случаях индексы позволяют объективно оценивать динамику возрастных или других изменений в развитии ребенка. Весьма демонстративен метод антропометрического профиля Мартина, для пользования которым надо иметь цифровые таблицы, содержащие обработанные по методу вариационной статистики данные измерений довольно большого числа детей однородной во всех отношениях группы.

Таблицы значений антропометрических данных и их правильное понимание

В приведенных на сайте таблицах значений роста и веса (ссылки на них размещены в подвале статьи), как некоторые показатели физического развития наших малышей, даны достаточно широкие диапазоны значений по группам, среди которых есть и средние значения. Имейте ввиду, что такое деление показателей на "очень высокое", "высокое", "среднее", "низкое", "очень низкое" и т.д. считается условным. Но, однако, эти критерии существуют, и приняты они в статистической науке. А в науке, как известно, все доказывается и обосновывается.

Брали довольно большую группу  малюток, к примеру, мальчиков (около 3 тысяч), у всех меряли рост. Дальше в группе вычислили среднее значение, которое получилось равным 51,1 см. Из всей группы малышей отобрали ровно половину, следя за тем, чтобы значения роста у этих детей находились  как можно ближе к полученному общему среднему значению. Вот так и стали считать, что именно у этих мальчики имеется "средний" рост.

Получилось так, что 50% малышей (а это каждый второй новорожденный) имеет "средний рост", который в таблице размещен в центральном столбце и составляет от 49,8 и до 52 см у девочек, и до 52,3 см у мальчиков.

Важно заметить, что само по себе "низкое" или "высокое" значение роста не должно стать основанием для преждевременного Вашего волнения, т.к. не может стать причиной для установления какого бы то ни было врачебного диагноза.

Зависит же рост малыша от всяческих причин, это может быть наследственность – где имеет значение рост родителей, национальные характеристики, течение беременности, состояние здоровья, питание, здоровый образ жизни и пр.

Поэтому, не стоит начинать будоражиться по поводу какого то отклонения роста своего малыша от среднего значения, прежде не оценив и другие факторы развития.

Меню