Оценка физического развития детей старшего возраста

Оценка физического развития детей старше года

Среди адресованных педиатру вопросов часто встречаются просьбы оценить рост и массу тела ребенка. Это понятно – ведь темпы развития малыша в той или иной степени отражают его состояние здоровья. Потому нас столь волнуют параметры физического развития наших детей, их гармоничность и соответствие возрастной норме.

Представим, что сто 5-летних мальчиков выстроили в шеренгу по росту – от самого маленького до самого высокого. Первые трое будут восприниматься со стороны как очень маленькие по сравнению со сверстниками, 4-10 ребят – как низкого роста, 11-24 – будут квалифицироваться как дети с ростом ниже среднего. Мальчики, занимающие 25-75 места в этой шеренге, покажутся нам среднего роста. Те, что стоят на 76-90 позициях, будут восприниматься как выше среднего, на 91-97 местах – как высокие. Последние трое представятся со стороны очень высокими.

Если записать средний рост этих мальчиков в названных выше группах, получим простейшую центильную таблицу роста для пяти лет. Промежутки между семью цифрами в ней называются «коридорами». Если рост вашего ребенка попадает в четвертый-пятый коридоры (25-75-я центили), его расценивают как средний, в шестой – как выше среднего, в седьмой – как высокий.

Аналогично проводится оценка массы тела и окружности груди детей определенного возраста. Идеально, когда все показатели физического развития детей находятся в одних и тех же коридорах или расположены близко. Тогда физическое развитие ребенка считается гармоничным.

При оценке физического развития детей педиатр устанавливает соответствие реального возраста ребенка уровню его биологического развития. Если рост, масса и окружность груди расположены в пределах 25-75 центилей или не сильно отличаются от них, календарный возраст признается соответствующим биологическому. При резком отставании реальных параметров от средневозрастных норм говорят о задержке физического развития (ретардации). В случае значительного опережения средневозрастной нормы делается вывод об акселерации биологического развития ребенка.

Пользоваться центильными таблицами несложно, но они не всегда оказываются под рукой даже у профессионалов-медиков, что же говорить о родителях. Для простейшей оценки основных параметров физического развития ребенка можно использовать простые формулы.

Существуют разные формулы, позволяющие рассчитать долженствующий рост ребенка старше 1 года. В одних отсчет идет от 75 см (примерный рост в один год), в других – от 100 см.

100 см – это ориентировочный рост в четыре года. От года до этого возраста ребенок обычно прибавляет не менее 8 см ежегодно, после 4 лет – не менее 6 см ежегодно. Математически сказанное выражается формулами:

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Вопрос о необходимости приема витаминов всегда стоит остро. Ряд педиатров, да и родителей тоже, считают, что «пичкать» детей искусственными таблетками не стоит, всегда ведь есть под рукой морковь и яблоки. Другие специалисты считают, что курсы поливитаминных препаратов дважды в год, например, осенью и весной, помогают укрепить иммунитет и профилактируют дефицит необходимых для здоровья и развития веществ. Давайте разбираться, кто прав.

Психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст характеристика: в старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка  в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Психологическое развитие детей дошкольного возраста . Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Обучение детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Маленький ребенок 3 – 4 лет активно действует с предметами, старший дошкольник стремится узнать как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о состоянии вселенной и т.д. к концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения, в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Если для маленького ребенка важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6 – 7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Ребенок 3 – 4 лет, сравнивая свой рисунок или подделку с образцом, скажет, что у него получилось так же и в большинстве случаев оценит свою работу только положительно. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника – «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует отметить, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психологического развития детей дошкольного возраста и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

Особенности физического развития школьников старшего школьного возраста.

В России сегодня рождается 28% здоровых и 72 % больных детей. Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 10 % здоровых. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться и выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.  

Меню