Оценка физического развития детей в различные возрастные периоды

Этапы развития детского организма, анатомо-физиологические особенности детей в различном возрасте и задачи санитарного обеспечения

Организм ребенка непрерывно растет и развивается, переходя от одной стадии развития к другой, которые называются возрастными периодами.

Определение длительности каждого возрастного периода, установление условных границ переломных этапов индивидуального развития, т. е. периодизации детского возраста — одна из существенных задач возрастной морфологии, физиологии и психологии.

Обычно различают следующие возрастные периоды: грудной; преддошкольный; дошкольный; младший, средний и старший школьные.

Международный симпозиум, посвященный вопросам возрастной периодизации человека (Москва, 1965 г.), рекомендовал в целях унификации пользоваться следующей схемой периодизации детского и молодого возраста:

Гигиенические мероприятия в любом возрасте должны обеспечить охрану детей от вредного воздействия факторов внешней среды, достаточную продолжительность пребывания на открытом воздухе, рациональное питание и т. д. Наряду с этим следует выделить мероприятия, специфические для того или иного возраста (зависят от анатомо-физиологических особенностей ребенка).

Непосредственное руководство по обеспечению гигиенических условий воспитания детей в грудном возрасте возложено на детскую консультацию (поликлинику) с молочной кухней, на сельский врачебный участок, на младшую ясельную группу детских ясли-сад.

Дошкольный возраст.

Энергия роста ребенка в этом возрасте несколько замедляется, процесс окостенения продолжается менее интенсивно, чем в преддошкольном возрасте, корковые и подкорковые функции укрепляются, заканчивается формирование речи. Более интенсивно развиваются процессы внутреннего торможения, что способствует постепенному расширению возможностей воспитательного воздействия на организм ребенка. Вместе с тем в связи с преобладанием в этом возрасте иррадиации возбуждения большое гигиеническое значение имеет ритм деятельности ребенка, способствующий своевременному переключению его от одного вида деятельности к другому, а также обеспечение сна в количественном и качественном отношении. Для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеют зрительные и слуховые функции. Зрение ребенка в дошкольном возрасте развивается особенно интенсивно, но и среди дошкольников преобладает гипер- метротическая рефракция глаза.

Связанное с этим напряжение ресничной мышцы служат средством тренировки аккомодационного аппарата. При неблагоприятных условиях зрительной работы на близком расстоянии перенапряжение ресничной мышцы может вызвать спазм ее и рефлекторно спазм конвергенционных мышц и возникновение содружественного косоглазия. При неблагоприятных условиях зрительной работы гиперметроприя может перейти в миопию. В связи с этим приобретают особое значение мероприятия по облегчению зрительной работы, по охране бинокулярного зрения, т. к. нарушение зрения может оказать влияние на развитие всего организма ребенка. Среди этих мероприятий особенно важны уровень освещения, режим зрительной работы и систематический контроль окулиста.

Гигиеническое обеспечение зрительной работы в дошкольном возрасте способствует более легкому образованию у детей рефлекса чтения.

Острота тонального слуха у дошкольников мало отличается от остроты тонального слуха у школьников, а речевые пороги превышают таковые у школьников на 7—8 дБ, что свидетельствует о различной степени развития физиологических механизмов, обусловливающих реакцию на слуховые раздражители первой и второй сигнальных систем. Это необходимо учитывать при проведении воспитательной работы. Резкие звуки и шум могут служить причиной притупления слуха в дошкольном возрасте.

Костная часть позвоночного столба у дошкольников растет энергичнее, чем хрящевая, и поэтому количество хрящевой части постепенно уменьшается. Однако позвоночный столб сохраняет, особенно в грудной части, большую подвижность, гибкость и податливость, и неправильное положение тела может привести к его искривлению. К концу дошкольного периода формируется кривизна в шейной и грудной частях позвоночного столба, однако она сглаживается при горизонтальном положении тела ребенка. Все это требует осуществления соответствующих гигиенических мероприятий по охране детей от пороков осанки. При целенаправленном воспитании в дошкольном возрасте развиваются новые формы движения, в частности мышц кистей рук, что способствует формированию рефлекса письма.

Особенности дошкольного возраста обусловливают вместе с тем необходимость расширения диапазона гигиенических мероприятий, которые носят не только охранительный, но и стимулирующий характер. Сюда прежде всего относятся меры по усилению динамичности микроклимата, дозированные занятия физическими упражнениями и подвижными играми, в частности, способствующими развитию мышц разгибателей спины, воспитание правильной осанки, общие и специальные меры по закаливанию организма. Большое значение имеет плановая ревакцинация и дегельминтизация, а также систематический медицинский контроль за сдвигами в здоровье и развитии детей. Недостаточное гигиеническое обеспечение детей дошкольного возраста может привести к задержке их физического и психического развития, снижению иммунологической реактивности, к некоторым острым и хроническим заболеваниям.

На завершающей ступени дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школе особое значение приобретают дальнейшее всемерное укрепление их здоровья, развитие их физической и психической выносливости, что способствует достижению так называемой школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают функциональную готовность ребенка к выполнению тех требований, которые предъявляет школа.

Основными учреждениями, организующими мероприятия по гигиеническому обеспечению воспитания детей дошкольного возраста, являются поликлинические отделения детских больниц, в структуре которых предусмотрены специальные должности школьных врачей по обслуживанию детских учебно-воспитательных учреждений. В крупных детских поликлиниках организуются дошкольно-школьные отделения как прогрессивная форма медицинского обслуживания детей.

Средний (препубертатный) и старший (пубертатный) школьный возраст.

В среднем школьном возрасте (11—13 лет девочки, 13—15 лет мальчики) осуществляется целостная перестройка органов и систем, наблюдается значительная интенсификация роста и развития. Перестройка организма приводит к появлению повышенной чувствительности к неблагоприятным факторам внешней среды. Отмечается преобладание процессов возбуждения и ослабление всех видов внутреннего торможения, ухудшается дифференцировка, появляется широкая генерализация нервных процессов, нарушаются силовые отношения в коре большого мозга. Изменяется динамическое равновесие между первой и второй сигнальными системами, замедляется скорость образования рефлексов на словесные сигналы.

Все это свидетельствует об ослаблении высшего функционального уровня корковой деятельности второй сигнальной системы. Резко ухудшаются питание и снабжение кислородом головного мозга, что связано с особенностями развития сердечно-сосудистой системы, отстающей от роста тела, и сужением сосудов, как результат увеличенной концентрации адреналина в крови. Это приводит к повышенной утомляемости.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей - процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, а также их состояние в различные возрастные периоды, определяющие запас физических сил, выносливость и дееспособность.

Физическое развитие человека обусловлено биологическими (наследственность, пол, возраст и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, питание, воспитание, быт и т. д.) факторами. Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень физического развития является одним из важнейших показателей социального здоровья населения.

Оценка физического развития детей проводится на основе измерения тотальных размеров тела - роста, массы тела, окружности грудной клетки и головы. Рост доношенного ребёнка при рождении - около 50 см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек.

В первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 20—25 см (3 месяц на 8—9 см, 6 месяц — на 7-8 см, с 9 по 12-й месяц — на 8 см); за 2-й год - на 10 см, за 3-й - на 8 см, за 4-й и 5-й годы - на 4-6 см. ребёнок при рождении весит около 3200-3400 г (мальчики - на 120-125 г больше девочек). Первые дети рождаются, как правило, с меньшей массой, чем дети при последующих беременностях. Общие законы нарастания массы в основном те же, что и роста: чем ребёнок младше, тем интенсивнее у него прибавляется масса. К концу 1-го месяца жизни ребёнок прибавляет 750 г, к концу 2-го - 700 г, на 3-м - 650 г. и т. д.; масса тела увеличивается за каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем за предыдущий.

Ежемесячная прибавка её составляет: 800 г – 50*п, где п — число месяцев, исполнившихся ребёнку до 1 года. После года масса увеличивается медленнее. За 2-й год ребёнок прибавляет около 2500—3500 г, т. е. в среднем около 200 г в месяц, а в дальнейшем годовая прибавка массы составляет около 1500—2000 г, увеличиваясь до 5000-8000 г к периоду половогд созревания.

Таким образом, общую схему увеличения массы можно представить в следующем виде: к 5—6 месяцам масса ребёнка удваивается, к году - утраивается; к 6-7 годам удваивается масса годовалого ребёнка, а к 13-14 годам удваивается масса семилетнего ребёнка. Окружность грудной клетки изменяется неравномерно. Наиболее быстро она увеличивается в первые 3-4 месяца жизни ребёнка (3-2,5 см за 1 месяц), затем прирост её снижается и в конце года составляет около 0,5—0,4 см за 1 месяц. К концу 1-го года жизни окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см, достигая в среднем 46—48 см; за 2-й и 3-й годы жизни - на 2-2,5 см, за 4-й год - на 0,5-1 см, на 5-м и 6-м годах — на 2- 2,5 см.

Окружность головы наиболее интенсивно увеличивается в первые 9 месяцев жизни ребёнка (на 3-3,5 см за 3 месяца). В дальнейшем её прирост резко сокращается и за весь 1-й год жизни увеличивается на 10-12 см, а за 2-й и 3-й годы жизни - соответственно на 1 и 1,5 см.

Знание динамики нарастания массы, роста и размеров отдельных частей тела очень важно для клиники, т. к. степень физического развития детей в известной мере позволяет сделать заключение о функциональной способности всего организма и отдельных его систем и органов, а также выявить изъяны в режиме, питании и охране здоровья детей.

Индивидуальная оценка физического развития детей проводится по специальным оценочным таблицам, составленным для различных возрастно-половых групп и определённых местностей по шкале регрессии основных антропометрических признаков (стандарты  физического развития). Для оценки ангропометрических признаков отдельного ребёнка используют различные формулы.

Для групповой оценки физического развития различных детских коллективов определяется удельный вес детей с тем или иным уровнем физического развития в каждой группе (коллективе).

Внимание! Информация на данном сайте изложена для ознакомления, перед использованием любых указанных на данном ресурсе лекарственных растений, препаратов, методов и советов проконсультируйтесь у врача.

Меню