Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста

Методические разработки

Карта развития, как инструмент

мониторинга результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка путём наблюдений за дошкольником, бесед, экспертных оценок,

критериально-ориентированных

Выше сказанное позволяет утверждать, что тема данного исследования: «Карта развития, как инструмент мониторинга результатов освоения образовательной программы дошкольного образования» является своевременной.

Одним из элементов системы мониторинга является оценка промежуточных и итоговых результатов. Соответственно главной задачей стал поиск и обоснование оптимального диагностического инструмента, поскольку использование существующих диагностических методик оказалось неэффективным в силу следующих обстоятельств:

в-третьих, проведение диагностических процедур должно быть несложным и экономичным по времени. Мониторинг не является самоцелью: оценка результатов освоения программы осуществляется

В качестве средства диагностики может быть выбрана карта развития, которая позволяет отследить развитие каждого ребенка группы и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия психолога и/или методиста.

исследования: изучить теоретические источники и практический опыт использования карт развития, как инструмента

мониторинга результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

Научно-методические подходы к решению

проблемы мониторинга результатов развития детей дошкольного возраста

удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса (Н. А. Короткова, П. Г.

Нежнов

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей на занятиях, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.

Показатели в картах развития отражают теоретические представления авторов этих разработок об основных моментах развития дошкольников, о тех качествах, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

При ее составлении авторы исходили из того, что наиболее важным показателем развития дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которая, с одной стороны, является источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – областью проявления его достижений. Оценка развития любого вида детской деятельности в данной карте развития происходит по двум характеристикам:

Помимо этого в карте развития отражены характеристики различных сфер развития ребенка, ориентируясь на которые воспитатель может получить углубленное и расширенное знание о ребенке: двигательной сферы; умственного развития и развития речи; социального развития. Полученные знания о детях, по мнению авторов, могут быть использованы для оказания помощи и поддержки ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

В каждой сфере в свою очередь выделяются три качественных уровня, отражающие сдвиги в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, типичные для определенного возрастного диапазона. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид культурной практики детей (сюжетную игру, познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность). Каждый уровень определенной сферы инициативы имеет подробную характеристику и определяется ключевыми признаками. Таким образом, представленная в виде таблицы нормативная карта развития содержит «образ» дошкольника, типичный для определенного возрастного диапазона, и путь, который необходимо пройти дошкольнику в определенной сфере инициативы.

Карта развития заполняется воспитателем три раза в год – в начале (по прошествии первого месяца), в середине и в конце учебного года – на основе наблюдений ребенка в свободной самостоятельной деятельности. Воспитатель оценивает частоту проявления ключевых признаков каждого из трех уровней определенной сферы инициативы: он является типичным для ребенка («обычно»); не характерен, но проявляется время от времени («изредка»); не проявляется совсем («нет»). Каждую из предлагаемых «меток» можно давать ребенку дважды, один раз или не использовать вовсе.

Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности. Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть, воспитатель сможет увидеть, соответствует ли развитие различных сфер инициативы конкретного дошкольника возрастному нормативу.

Данная карта поможет воспитателю увидеть трудности, которые могут испытывать дети при решении соответствующих проблем.

Карта развития разрабатывалась различными исследователями, применялась на практике, и не вызывает сомнения как надёжный инструмент оценки развития ребёнка. Вопрос, насколько это может быть применимо в соответствии с ФГТ?

Уровень развития общения является важнейшим показателем психического развития ребёнка, позволяющим прогнозировать это развитие в перспективе. Поэтому общение ребёнка с взрослым, начиная с самого раннего возраста, является важнейшим предметом диагностики. Другой важнейшей линией, определяющей психическое развитие ребёнка, является уровень овладения ведущей деятельностью.

Педагогам предлагается заполнить «Протокол регистрации показателей общения в первом полугодии жизни ребенка». Создаются три ситуации, где отмечается сосредоточение, улыбка, двигательные движения, вокализация, отвлечения, примечания. На втором году жизни ребёнка рассматриваются четыре ситуации, параметры общения: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого; средства общения; понимание речи взрослого, экспрессивно-мимические средства, предметно-действенные средства, речь. Оцениваются по шкале от 0 до 3-х баллов.

В протоколе регистрации предметной деятельности рассматриваются: параметры предметной деятельности, показатели параметров, три ситуации созданные педагогом. Параметры предметной деятельности: виды действий с предметами, познавательная активность, включенность предметной деятельности в общение. Следующие показатели параметров: ориентировочно-исследовательские и

манипулятивные

Результаты оцениваются по шкале от 0 до 2-х баллов. Уровень развития предметной деятельности определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий. По результатам диагностического обследования делается заключение об уровне развития предметной деятельности.

Протокол регистрации показателей общения и речи на третьем году жизни ребёнка заполняется в табличном варианте. Предлагаются следующие параметры и показатели общения и речи: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения: экспрессивно-мимические и предметно-действенные. Речь: активная, понимание речи, выполнение речевых инструкций, примечания. Даются три ситуации: «пассивный взрослый », «совместная игра», «картинки ». Параметры общения, речевого развития оцениваются по шкале от 0 до 3-х баллов. Выделяются

 

При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку характерной чертой предметной деятельности детей в конце раннего возраста становится её целенаправленность, этот параметр добавляется

к

В табличном варианте оформляется протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от двух до двух с половиной лет. Параметры предметной деятельности: виды действий, познавательная активность, включенность в общение с взрослым. Показатели параметров: ориентировочные и

манипулятивные

Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от двух с половиной до трёх лет. К параметрам предметной деятельности добавляется целенаправленность; к ситуациям «действия по образцу». Оценивается по шкале от 0 до 2-х баллов.

Шкала оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребёнка. Следующие критерии показателей оценки: виды действий отсутствуют, использует редко, использует часто. Познавательная активность: отсутствует, слабая, высокая. Настойчивость в деятельности: отсутствует слабовыраженная, ярко-выраженная. Стремление к самостоятельности: отсутствует, слабое, среднее, выраженное. Стремление воспроизводить образец действия: отсутствует, слабое, среднее, сильное. Ориентация на оценку взрослого: отсутствует, слабая выраженность, средняя выраженность, высокая выраженность. Целенаправленность: отсутствует, слабо выраженная, ярко выраженная. По окончанию диагностирования производится анализ результатов с выходом на три уровня: высокий, средний и низкий уровни развития предметной деятельности.

проведенный выше обзор мониторинга развития детей раннего возраста позволяет нам говорить о том, что в предложенных протоколах прослеживается принцип

интегративности

Карта развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценивать качество текущего образовательного процесса и составлять индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с общепринятыми нормами.

Дневник индивидуального сопровождения ребенка (далее дневник) состоит из: карты индивидуального развития, листа регистрации достижений ребенка, выводов по итогам обследования, листа индивидуальных занятий,

отсутствие его.

В графах, где дано несколько вариантов ответа, из предложенных выбирается один, наиболее ярко характеризующий личностную особенность ребенка.

Для заполнения листа регистрации достижений ребенка необходимо использовать шкалу оценок, представленную в виде таблицы (для каждого возраста свою). Уровни оценки даны в трех бальной шкале, где

Каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика, которая приводится в таблице справа, напротив бальной оценки. Из трех уровней развития необходимо выбрать один, характерный для ребенка. После этого в листе регистрации на пересечении вертикали (уровни развития) и горизонтали (показатель развития) точкой отмечается результат наблюдений. Результаты фиксируются для каждого показателя отдельно в соответствующей графе.

Графа 15 (усвоение учебного материала по программе образовательного учреждения) заполняется по результатам диагностики

 

Меню