Особенности развития речи детей 4 лет

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).

«Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)

В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением.

Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д.

Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; новый год, костюм, дом, день и т.п.

- Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».

-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».

«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.

-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

-Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику (упражнения разработаны и помещены в картотеку), специальные упражнения на развитие речевого дыхания (игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов на одном выдохе (вдох – выдох со словом «мяу-мяу-мяу»).

Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.

Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ; составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий рассказ).

В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические фигуры, силуэты, контуры. Вначале я использую геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (зеленый кружок – лягушка, белый – зайчик, квадрат – домик и т.п.).

Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т.п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска разноцветных кругов, других геометрических фигур.

Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. Начинаю работу с простых знакомых сказок типа «Колобок», «Теремок». Чтобы научить детей последовательно излагать сюжет, использую наглядные модели. Я рассказываю сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки. Я добиваюсь, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду, который звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или силуэты, а затем заменяются геометрическими фигурами.

В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.

Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к данному виду деятельности, т.к. дети учатся планировать свою речь.

В развивающей среде представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

Детские страхи

Характеристика детей 4-5 лет, особенности развития детей 4-5 лет.  Ребенку 4 года! Ура, наконец-то кризис 3 лет миновал.

Родители могут вздохнуть с облегчением. Наступает пора «затишья», малыш стал более послушным, более  спокойным.

Характеристика детей 4-5 лет, особенности развития детей 4-5 лет. Ребята прекрасно понимают, когда пришло время играть, когда обедать, а когда заниматься. Поэтому они спокойно могут сидеть за столиками дома или в детском саду. Слушать рассказ воспитателя или что-то делать, чем-то заниматься в течение 20 минут.

У ребенка хорошо развивается речь, пополняется словарный запас.  Особенности развития детей 4-5 лет. Малыш может использовать более 500 слов. Его фразы становятся длиннее, и состоят из 6 – 8 слов.

Характеристика детей 4-5 лет, особенности развития детей 4-5 лет. Эта такая сложная наука для многих взрослых, может совсем легко даваться многим пятилетним малышам. Расположение предметов: внизу справа, спереди… для детей не проблема. Они легко с этим справляются.

У ребят развивается логическое мышление, они могут уже ответить на сложные вопросы. Например, Можно ли летом кататься на лыжах и снегоходах? Зачем зимой включают обогревательные приборы? Почему летом нужно надевать панамку? …

Все больше развивается мелкая моторика. Дети этого возраста хорошо справляются с пуговками, шнурками, молниями.

Самостоятельно одеваются и раздеваются, моют руки с мылом, чистят зубы. Со стороны родителей иногда нужен контроль за постоянной и своевременной чисткой зубов. Потому, что некоторые малыши попросту забывают это сделать.

Уважаемые родители, если статья Характеристика детей 4-5 лет, особенности развития детей 4-5 лет, была Вам полезна, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо! ***************************************************

Развитие правильной речи детей в 3, 4 года

Больше спрашивайте о его действиях, чувствах. Всегда спрашивайте об его отношении к услышанной или увиденной сказке, рассказу. Чаше беседуйте о картинках, картинах.

Хлопушки

Необходимый инвентарь: игрушки или картинки, в названии которых есть один и тот же звук в разных местах слова.

◈ Как играем: покажите ребенку игрушки, предметы, в названии которых звук «К» — в начале слова (конь), в середине (окно), в конце (сок). Скажите: «Я буду называть предметы, в этих словах есть один и тот же звук». Произнося, выделяйте его голосом (к-к-конь, ок-к-но, сок-к). «Какой звук слышится во всех словах?». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит этот звук в начале, середине, конце слова. Аналогично можно брать все согласные звуки.

◈ Закрепляем: вы можете меняться ролями, если ребенок справляется с заданием. В эту игру можно играть везде: в дороге, на улице, дома с картинками и просто со словами.

Поиграем в слова

◈ Как играем: скажите ребенку, что все, что нас окружает: предметы, явления природы, погоды и т. п. — можно назвать словами. Слова можно произносить по-разному, но сам предмет от этого не изменится. Например: «стол» - мы можем произнести это слово тихо и громко, быстро и медленно, ласково и т. д.

◈ Предметы и слова, которые их обозначают, — это не одно и то же. Поиграем в игру «Назови по-другому». Например, «медведь» — как еще можно назвать медведя? (Мишка, медвежонок, медведюшка, медведище и т. д.) «Мама» — как можно еще назвать маму? (Мамочка, мамуля, мамусечка и т. д.)

◈ Каждому предмету можно придумать много слов, но предметы от этого не меняются. Предмет один, а слов, которые мы придумали, много.

◈ Закрепляем: играем в кукольном уголке: вспоминаем много слов про зайчика — зайчонок, заинька, зайчишко, заюшка; мяч — мячик, а может, «мячишко» и т. д.

◈ Проблемный вопрос: а какие слова длиннее — карандаш или карандашик? Покажите при этом длинный и короткий карандаши. Произнесите слова по слогам, хлопая при этом в ладоши.

Меню