Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему: Развитие логического мышления у дошкольников

Материал содержит подборку дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей подготовительной группы.

Презентация к занятию по математике (старшая группа) по теме: Проект "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам логико-математических игр"

Задачи. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Способствовать развитию познавательной  активности детей. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

Актальность. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать. делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.  Овладени е логическими формами мышления в дошкольном возрасте, способствует развитию умтвенных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Предварительный просмотр:

Дошкольный период развития ребенка - период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, делает первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и элементов логического мышления. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Что же включает в себя понятие "логическое мышление"? Это умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы. Способность классифицировать. Обобщать и думать самостоятельно также являются неотъемлемыми признаками логического мышления.

Разделение предметов по группам – общая классификация (сначала вводится две группы, например, фрукты и овощи, затем добавляются другие - посуда, транспорт, одежду и так далее).

Составление целого из частей. Ребенку предлагается собрать разрезанную геометрическую фигуру. Для начала это может быть картонный квадрат. Он режется на 2, 3, 4 и более неравных частей (методика Б.П. Никитина). Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Магазинные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.

Дети 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер. Дети в этом возрасте переходят к образному восприятию, начинают решать логические задачи в виде картинок или схем-рисунков.

Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).

Повтор чередования или ритма. Ребенку предлагается продолжить в определенном порядке последовательность предметов, имеющих различные признаки (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). После выполнения этих заданий, переходят к более сложному варианту - какой фигуры не достает в ряду (начинают с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).

Загадки. Они хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки для вас).

Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.

Добавь нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий –... (низкий). Предлагайте указать место жительства: собака – будка, птичка – гнездо, медведь –... (берлога) или род деятельности: учитель – учит, врач – лечит, повар –... (готовит).

Заполнение различных таблиц. Первые таблицы на 9 ячеек, заполняются фигурами в определенном порядке. Перед ребенком ставятся различные задачи, например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки. Они способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Для детей независимо от их возраста важно не торопиться, проходить с ребенком все три этапа развития мышления. Когда малыш уже хорошо ориентируется в решении разнообразных логических заданий одного уровня, постепенно переходите к следующему (от предметов – к картинкам, а от картинок – к устным задачкам).

Практически все логические задания решаются следующим образом: ребенок анализирует ситуацию, делает определенные выводы, приходит к логическому заключению. Чтобы научить ребенка такой последовательности мышления, желательно первое время озвучивать ему ход своих мыслей. Например: «Нам нужно найти, что здесь лишнее. Посмотри на картинки, что у них общего? Чашка – это посуда, тарелка – тоже посуда и ложка – посуда, а вот юбка – не посуда! Это одежда. Она лишняя, поэтому ее уберем!»

Осваивая логические операции, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко. В нужный момент он сможет сконцентрироваться на сути проблемы и аргументировано убедить других в своей правоте. А процесс учебы в школе будет приносить ему уверенность в своих силах и удовлетворение.

Консультация по теме: доклад «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №8 «Огонёк»

Актуальность  данного исследования обусловлена недостаточностью развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей. 

Умственное  развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и  переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщённых знаний, овладение умственной деятельностью  и применение их в различных условиях – это сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребёнка.

Образованным человеком называется тот, - писал Н.П.Чернышевский, - кто приобрёл много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающее одним словом, привык мыслить.

Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Мысль ребёнка напряжённо работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть и ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребёнком содержания различной сложности, что является одним из показателей  развития логического мышления. О понимании можно говорить тогда, когда ребёнку удалось во- первых установить связи между частями воспринимаемого целого и во – вторых между новым предметом и уже имеющимися у него знаниями. Когда мы читаем книги, дети охотно слушают небольшие и понятные рассказы. Они с удовольствием рассматривают картинки, которые, которые помогают им понять текст, слушают стихотворения, которые тоже ведут к пониманию картинки.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Из своего опыта я убедилась, что запоздалое формирование этих структур протекают с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребёнка с другими детьми вопрос побуждает к  логическому мышлению. Для развития логического мышления ставили такие задачи:

Средством достижения задачи выбирали игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения:

-научить ребёнка выполнять поставленную задачу, действовать по правилам, стремиться к результатам, играть самостоятельно или со сверстниками. Уметь объяснять правила, замечать допущенные ошибки и исправлять их.

-выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру и др. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, потешек, считалок, подходящих по тематике.

-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т.д.

Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, сделаем   вывод, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

         Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.

         К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.

Меню