Основные факторы развития ребенка

Основные факторы развития ребенка в социуме

В современной России состояние делинквентности школьников вызывает тревогу у народа, общественности, врачей, педагогов. Об этом свидетельствуют материалы средств массовой информации о положении детей, а также Федеральная программа развития образования 2000 года, в которой отмечается, что в последние годы отчетливо проявляются тенденции увеличения делинквентности детей см. 69 - с. 3. Статистические данные показывают, что в конце XX - начале XXI века за время обучения в школе количество делинквентных детей увеличивается в 2,4 раза см. 23 - с. 6. Такая ситуация обусловлена тяжелым социально-экономическим положением россиян безработицей и миграцией, региональными конфликтами, ростом числа социально-неблагополучных семей, кризисом духовных ценностей, падением нравственного уровня населения Определенная доля вины за повышение уровня делинквентности детей обоснованно возлагается на общеобразовательную школу.

К числу факторов, влияющих повышение преступности школьников, российские ученые Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский,В. Т. Лихачев и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы снижения уровня делинквентности учащихся во многом зависит от совместных усилий психологов и учителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.

От уровня делинквентности выпускников средней школы зависит благополучие молодой семьи, произ-водственный потенциал и обороноспособность страны.

Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 июля 2002 года уровень алкоголизации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется 72 - 92, а среди девушек - 80 - 94 см. 53 - с. 32. Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40 из них не имеют представления о здоровом образе жизни около 50 старшеклассников пробовали наркотики, 70 вступали в половые отношения.

Заболеваемость сифилисом среди подростков, юношей и девушек возросла за последние годы в 45 раз см. 53 - с. 32. Эти данные говорят о том, что снижение уровня делинквентности старших школьников - это прежде всего нравственная и педагогическая проблема.

Перед отечественной школой стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.

В 90-е годы педагогические аспекты делинквентности школьников исследовались рядом отечественных ученых. Основные средства и способы снижения делинквентности учеников исследовались В. С. Соловьевым, А. В. Суворовым, С. А. Петренко, А. В. Мудриком, Б. Т. Лихачевым, И. А. Донцовым, В. П. Емельяновым и др. Проблемы нравственного воспитания в школе исследованы А.А. Колесником, З.Г Нигматовым, Ф.Г. Сидтиловым, С. В. Березиным, Ю.Е. Клевцовой, Л. С. Колесовой, А. М. Куликовым, К.С. Лисецким профилактика наркомании, курения, алкоголизма. Актуальность названной проблемы для отечественной педагогической науки и школы, недостаточная разработанность ее на теоретическом уровне обусловили выбора темы нашего исследования Основы воспитательной работы с делинквентными и социально-запущеными детьми. Проблема исследования состоит в определении содержания и видов воспитательной работы с делинквентными и девиантными учащимися.

Задачи дипломной работы 1. Определить понятие отклонения и нормы социального поведения учащихся. 2. Дать характеристику девиации как социально-педагогической проблемы. 3. Раскрыть особенности социально - педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями. Методологическую основу исследования составили следующие положения - признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе гуманитарного знания - диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного - системный подход к исследованиям - аксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью - учет общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических особенностей развития детей соответствующего возраста.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрыты - гуманизация образования Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург, Е.Н. Шиянов - личностно-ориентированный подход к образованию Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская - сущность педагогического процесса Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Макаев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский - проблемы содержания общего образования В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М В. Рыжаков, М.Н. Скаткин - психологические основы теории формирования личности В.В. Белоус, Л.И. Божович, А Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский. Использованы следующие методы исследования - анализ государственных документов об образовании и об уровне делинквентности подростков РФ, учебных планов, программ и учебников психологической, медицинской, педагогической литературы - систематизация и обобщение научных данных - педагогическое наблюдение - беседа, интервьюирование, анкетирование педагогов, психологов, родителей, детей - обобщение педагогического опыта - обобщение личного педагогического опыта автора в качестве учителя английского языка в СШ и в качестве психолога в психолого-педагогическом центре при ГОРОНо. Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное образовательное учреждение - с углубленным изучением отдельных предметов и психолого-педагогический центр. Научная новизна исследования заключается в следующем - систематизированы и обобщены концепции отечественных ученых по проблеме делинквентности школьников - определены и охарактеризованы задачи, содержание формирования адекватного поведения у старшеклассников - разработаны и научно обоснованы воспитательные технологии с учетом возрастных особенностей юношей и девушек технологии формирования знаний, умений, навыков, отношений к здоровому образу жизни - создана и в ходе опытно-экспериментальной работы проверена модель самообразования старшеклассников, системообразующим компонентом которой является овладение нормами поведения - выявлены положительные результаты формирования здорового образа жизни у старшеклассников, они обусловлены тем, что было определено содержание культуры здорового образа жизни старших школьников, формируемой в учебной и внеклассной работе, использовались педагогические технологии, позволяющие учащимся осознать здоровье как личностную и общественную ценность и самостоятельно повышать уровень личной культуры здорового образа жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ воспитательной работы с делинквентными и социально запущеными детьми. Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практике в целях воспитательной работы с делинквентными и социально запущеными детьми.

Источники исследования изучение и анализ психологической, педагогической, криминалистической литературы по теме исследования.

Наблюдения и беседы с девиантными учащимися, консультации с работниками отдела внутренних дел по работе с несовершеннолетними правонарушителями, с учителями СШ.

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процес... К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы свер... Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей пр... д.

Для социальной педагогики понятия норма и отклонение от нормы - очень... Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Нап... Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм,... 63 - с. 270.

3 - с. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи от... 22 - с. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности в... д.

Регнери основными причинами подростковой преступности считает распад с... Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, об... Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется... 6. 48а - с.

Библиография

Библиография 1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика М 1989. 2. Азбука нравственного воспитания Под ред. И. А. Каирова, О. С. -Богдановой М 1979. 3. Алемаскин - М. А. Воспитательная работа с подростками М 1979.с 4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних Свердловск, 1986. 5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике М 1996. 6. Андреева Г. М. Социальная психология М 1996. 7. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи М 1989. 8. Антонян Ю. М Самичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности М 1983. 9. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков Киёв, 1986. 10. Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных - М 1986. 11. Беличева С. А. Основы превентивной психологии М 1993. 12. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности Екатеринбург, 1993. 13. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска М 1989. 14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М 1968 15. Бочарова В. Г. Социальная педагогика М 1994. 16. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности М 1968. 17. Бушуева В. О. Формирование здорового образа жизни у старшекласников автореферат Пятигорск, 2001. 18. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи Записки детского психиатра М 1988. 19. Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи М 1986. 20. Воспитание детей в неполной семье Пер. с чеш. Общ. ред. Н. Н. Ершовой М 1980. 21. Газман О. С. Воспитание цели, средства, перспективы Новое педагогическое мышление М 1989. 22. Гребенников И. В. Основы семейной жизни М 1991. 23. Голев А. Г. Педагогические аспекты антинаркологического воспитания учащихся.

Игрушки, как важный фактор правильного развития ребенка

Для каждой мамы очень важно, чтобы ее ребенок получал любовь и заботу не только в домашних условиях, но и в его первом обществе среди детворы и персонала детского садика.

Привыкание к детскому саду практически всегда сопряжено для ребенка со стрессом. Облегчить этот непростой для малыша период вполне посильная задача, если родители начнут заблаговременно подготавливать свое чадо. Успешно пройденный этап социализации малыша заметно облегчает ему жизнь не только в текущем моменте, но и в будущем. Ведь всем известен факт, что взрослые комплексы зарождаются именно в детстве, на этапе становления.

Один из способов облегчить отрыв ребенка от матери и более узкого круга общения, который сменяется новым, незнакомым коллективом, это снабдить малыша в его первых походах в садик любимыми, «родными» игрушками.

Кроме полезных свойств для воспитания ребенка, которые несет в себе игрушка, родителям также очень важно и само качество изделия. Безопасность каждого предмета для детских игр определяется не только его соответствием возрастной категории детворы, но и качеством тех материалов, которые используются для его производства.

Меню