Нравственное развитие детей раннего возраста

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

Программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста "Ступеньки добра"

Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под эгидой семьи, общества, государства.

Данная программа создана в ЦРТДиЮ №2 г. Пензы с учетом положений Национального проекта “Образование” и региональной программы “Ребенок и весь мир” Е. Купецковой, адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования и апробирована на базе студии для дошкольников “Солнышко”.

Программа – результат многолетней работы с детьми и их родителями и отражает не только мнение автора о месте нравственного воспитания в современном обществе, но и реальные потребности большинства детей и родителей.

В программе доминирует не обучающая, а развивающая функция, знания и умения выступают не как самоцель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка.

Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т.п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями окружающих их людей.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников в современных условиях невозможно, по мнению авторов программы, без решения следующих основных проблем:

  • Проблема определения идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Прежняя система нравственного воспитания обеспечивала слепое исполнение внешних предписаний без глубокой личной заинтересованности в их реализации. В современных условиях обозначилась общественная потребность в человеке способном во всех сферах деятельности и общения в максимальной степени проявлять свои положительные качества и осознанно управлять теми негативными свойствами, которыми в той или иной мере обладает каждый:

  • Проблемы перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому педагогическому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребёнка “быть хорошим”.

На этом стремлении и основан механизм нравственного развития, который предусматривает:

Формирование у ребёнка, начиная с 2,5–3 лет чувства гордости (то есть представление о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязаний). Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление “Я сам”.

Формирование совести, то есть умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Ребёнок способен к этому приблизительно в 5 лет.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.

  • Проблемы формулировки и решения следующих практических задач:

Сформировать у ребёнка вышеназванный механизм нравственного развития.

Обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

Развить умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни (телепередачи, нецензурная брань и т.п.). Поэтому от педагога требуется особое внимание к потоку информации, с которым соприкасаются сегодня наши дети.

Работа по развитию у дошкольников нравственных качеств ведется совместно с родителями. Педагоги сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируют родителей об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляют тормозящие развитие факторы, обучают самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого педагоги строят весь процесс образования. Лежащие в его основе принципы и методы в той или иной мере педагоги реализуют во всех направлениях работы студии раннего развития “Солнышко”:

Цель программы: cохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям, с опорой на традиции семейного воспитания.

Развитие морального сознания:

  • развитие нравственных представлений, суждений, понятий;
  • развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;
  • формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.

Формирование позитивных отношений к другим людям, себе:

  • развитие понимания, взаимозависимости и необходимости людей друг от друга;
  • развитие самопознания и воспитания у ребёнка уважения к себе;
  • развитие у детей уверенности в себе;
  • формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;
  • Развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и сверстниками.

Развитие нравственных чувств:

  • чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
  • чувств, положительных стимулов (доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание)

Формирование навыков и привычек нравственного поведения:

  • воспитание этически ценных способов общения;
  • формирование умения формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.

Содействие семье в проблемах нравственного воспитания детей:

  • ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;
  • формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;
  • поднятие престижа и ценностей семьи.

Основные принципы программы

Общепедагогические принципы.

  • Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).
  • Природосообразность (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных проектов, согласовывается с общими законами развития человека сообразно полу и возрасту).
  • Культуросообразность (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры).
  • Светский характер образования (соответствие действующему законодательству РФ).

Принципы в сфере отбора содержания образования.

  • Научность.
  • Учет требований типовых программ.
  • Многоуровневость.

Принципы организации занятий.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Систематичность и последовательность.

Программа рассчитана на три возрастные группы:

Все занятия проходят в совместной деятельности педагога и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия - все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками; с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.

1 блок: Отношения с близкими людьми

  • Беседы, игры нравственного содержания.
  • Проблемные ситуации.
  • Тест “Кинетический рисунок семьи.
  • Составление рассказов из личного опыта на тему: “Как я помогал маме”, “Мы с папой” и т.д.

2 блок: Отношения со сверстниками

Тест “Подели игрушки”, “Кому отдать красивое яблоко”.

  • Вовлечение некоммуникабельных детей в общение, пробуждение интереса к неактивным, стеснительным детям; побуждение к оказанию им помощи в общении.
  • Коллективные формы труда, общения, игр.
  • Тест “Закончи историю”.

3 блок: Отношения с людьми в общественных местах.

  • Этические беседы.
  • Разучивание правил поведения и отработка их в поведении детей.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Дидактические игры (обучающие).
  • 4 блок: Отношения с природой.

    • Наблюдение природных явлений, за растениями, животными.
    • Организация элементарных опытов.
    • Игры в путешествия.
    • Экскурсии и целевые прогулки.
    • Рассматривание журнала “Юный натуралист”, “Тотошка”.
    • Уход за животными, птицами, рыбами.
    • Особенности взаимодействия с родителями.

      Родители принимают непосредственное участие во всех делах, проводимых в студии “Солнышко”. Необходимо формировать атмосферу не только сотрудничества с родителями, но и сотворчества, чтобы каждый ребёнок почувствовал ценность своей семьи. На течение года родители посещают занятия “Школы родительского успеха”.

      Программа предусматривает формы работы с родителями:

      родительские собрания;
    • лекторий для родителей;
    • открытые занятия для родителей и с родителями;
    • факультативные занятия совместно с родителями (анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье);
    • наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, педагогической и психологической литературы, дидактических игр;
    • экскурсии, походы;
    • деловые игры;
    • совместные праздники, спектакли, именины детей, спортивные мероприятия;
    • помощь родителей студии;
    • тренинги с психологом;
    • семейные фестивали и пр.
    • Ожидаемые результаты реализации программы:

      Меню