Нормы развития речи ребенка

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста могут быть использованы логопедами на родительских собраниях в начале учебного года, а также помещены на информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе.

Характеристика речи детей второй младшей группы.

активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов,состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.

Дети овладевают грамматическими формами: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок» Звукопроизношение. Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа»-лампа).

сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака.

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Характеристика речи детей старшей группы.

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор)

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ.

Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры.

Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше».

Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка.

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка-«сяпка»).Он не имеет четких представление о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно..

Что такое ОНР?

Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы), дефекты произношения и фонематические нарушения.

Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон, плохой аппетит. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог, сурдолог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке или посещение логопедической группы в детском саду.

Проблемы развития речи дошкольников. Эффективные решения

Довольно часто у совершенно здоровых детей, не имеющих проблем со слухом и с центральной нервной системой, проявляется задержка в развитии речи. Еще недавно специалисты были уверены в том, что степень речевого общения детей с другими людьми является самым важным критерием, от которого зависит, насколько быстро и хорошо малыш будет разговаривать.

Получается, что, прислушиваясь к другому человеку, дети получают возможность звукоподражания, а затем уже связывания звуков в слова. Именно поэтому родителям советуют как можно больше разговаривать с ребенком. Но данная теория оспаривается тем фактом, что многие родители увеличивают время общения, а малыш так и продолжает пользоваться лишь звуками.

Уже много лет проводятся исследования, выявляющие основные причины задержки речи. Основная цель проводимой работы — возможность помочь родителям и детям, столкнувшимся с подобной проблемой. Как выяснилось, время и усилия, затраченные на разговоры с ребенком, все же имеют достаточно большое влияние на развитие и улучшение качества речи, но основным «механизмом» для развития речи не являются.

Какие меры следует принять родителям не говорящего ребенка?

Помните, что занятия по развитию речи надо начинать как можно раньше. Самая распространенная ошибка родителей и педагогов — их бездействие. Они ждут до тех пор, пока ребенку не исполнится три года и он сам не заговорит. А вот когда у ребенка очень ограниченный словарный запас, а слова он произносит очень плохо или не говорит вообще, они в ужасе хватаются за голову и впадают в панику. Успокойтесь. Упущенные возможности и время еще можно наверстать, но сделать это будет уже гораздо сложнее.

Для начала необходимо посетить лор-врача. Он уточнит, есть ли проблемы со слухом у вашего малыша. Если со слухом все нормально, то далее следует идти к психологу, а оттуда прямиком к логопеду. Комплексное лечение обязательно поможет. Лечебные занятия обязательно должны проводиться в форме игр, которые посоветует вам врач. Самой популярной и действенной игрой считается — «Спряталось – нашлось».

Суть ее заключена в том, что на диктофон записываются названия каких-либо предметов (начните с любимых игрушек), перед ребенком изображается действие, при котором спрятанный предмет появляется и переходит в его распоряжение только тогда, когда громко и четко им будет произнесено название вещи. Это полезная и очень увлекательная для маленьких детей игра.

Если ребенок в возрасте до двух лет, то с ним нужно играть в звукоподражательные игры. Например, показывать ему собачку и спрашивать: «Как говорит собачка?». Разумеется, сначала его надо обучить, какие звуки издает то или иное животное. Продемонстрируйте ему, как отвечать на некоторые вопросы. В ситуации, когда ребенок хочет взять какую-то игрушку, спросите у него: «Хочешь взять грузовик?» и не отдавайте, пока он не ответит: «Да!».

Гуляя с малышом, составляйте маленький рассказ о том, где вы сегодня были. Три – четыре предложения, не больше. Например, увидели вы поезд. Сообщите ребенку, как это называется. Пусть повторит. В конце прогулки спросите: «Что мы сегодня видели? Какие звуки он издает?». Успокаивайте и поддерживайте своего малыша, если он пытается, но у него никак не получается произнести то или иное слово. Пусть ощущает, что он не один и будет уверен в том, что рано или поздно у него все получится.

1 месяц

Ребенок второго месяца жизни, лежа на животе, уже может некоторое время удерживать головку и даже поворачивать ее. Чтобы у малыша не развилась кривошея и деформация головы, периодически меняйте местоположение его кровати, перекладывайте его с боку на бок. Ребенок должен смотреть во все стороны одинаково часто во избежание неравномерного развития мышц. Когда вы держите его на руках или когда он лежит на животике, старайтесь как можно шире разводить его ножки, это способствует хорошему формированию его тазобедренных суставов. К концу второго месяца должен пройти тонус кистей и пальцев: кисти становятся более расслабленными и раскрытыми.

Для развития мышц шеи и туловища, а также для профилактики колик необходимо перед каждым кормлением выкладывать ребенка на живот, обязательно на ровную и твердую поверхность. Его следует приучать к такому положению постепенно, выкладывая сначала на одну минуту, потом на две, потом на три и т. д. При этом малыш должен быть голышом — поскольку данная процедура, в том числе, и закаливающая: кожные сосуды сокращаются, организм учится сохранять тепло. Простуды будут не страшны, если развивать эту способность постоянно, изо дня в день.

В начале второго месяца жизни малыша следует показать специалистам — неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и педиатру. Также на это время по календарю намечена профилактическая вакцинация против гепатита В.

3 месяца

К концу третьего месяца жизни малыш умеет переворачиваться на бок, а затем — и на животик. Лежа на животе, ребенок может надолго приподниматься и опираться на предплечья. Не забывайте поддерживать «рефлекторное ползание», подставляя свои руки под стопы ребенка.

Важным моментом в развитии малыша в этом возрасте являются начальные манипуляции. Ребенок должен обязательно «найти» свои руки, интересоваться ими. При кормлении он может поддерживать грудь или бутылочку. Он может удерживать рукой игрушки, перекладывать погремушку из руки в руку. Если же таких действий он не производит, обратите на это внимание вашего педиатра. Также стоит к нему обратиться, если к концу четвертого месяца ребенок не переворачивается на бок и на живот и не реагирует на общение.

Развитие ребенка 4 лет

С каждым годом ребенок приобретает новые знания и умения, которые свидетельствуют о его полноценном развитии. Какими навыками малыш должен обладать в 4 года, родителям могут подсказать, определенные специалистами, нормы развития ребенка. 

  Внимание, восприятие и математика

Внимание четырехлетнего малыша зависит от заинтересованности каким-либо занятием. В 4 года ребенок может не отвлекаться от интересующего его действия или предмета в течение 15-20 минут.

Консультация по логопедии по теме: Нормы речевого развития дошкольников

Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для  речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.

Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка, в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Меню