Нормы развития речи детей

Проблемы развития речи дошкольников. Эффективные решения

Довольно часто у совершенно здоровых детей, не имеющих проблем со слухом и с центральной нервной системой, проявляется задержка в развитии речи. Еще недавно специалисты были уверены в том, что степень речевого общения детей с другими людьми является самым важным критерием, от которого зависит, насколько быстро и хорошо малыш будет разговаривать.

Получается, что, прислушиваясь к другому человеку, дети получают возможность звукоподражания, а затем уже связывания звуков в слова. Именно поэтому родителям советуют как можно больше разговаривать с ребенком. Но данная теория оспаривается тем фактом, что многие родители увеличивают время общения, а малыш так и продолжает пользоваться лишь звуками.

Уже много лет проводятся исследования, выявляющие основные причины задержки речи. Основная цель проводимой работы — возможность помочь родителям и детям, столкнувшимся с подобной проблемой. Как выяснилось, время и усилия, затраченные на разговоры с ребенком, все же имеют достаточно большое влияние на развитие и улучшение качества речи, но основным «механизмом» для развития речи не являются.

Какие меры следует принять родителям не говорящего ребенка?

Помните, что занятия по развитию речи надо начинать как можно раньше. Самая распространенная ошибка родителей и педагогов — их бездействие. Они ждут до тех пор, пока ребенку не исполнится три года и он сам не заговорит. А вот когда у ребенка очень ограниченный словарный запас, а слова он произносит очень плохо или не говорит вообще, они в ужасе хватаются за голову и впадают в панику. Успокойтесь. Упущенные возможности и время еще можно наверстать, но сделать это будет уже гораздо сложнее.

Для начала необходимо посетить лор-врача. Он уточнит, есть ли проблемы со слухом у вашего малыша. Если со слухом все нормально, то далее следует идти к психологу, а оттуда прямиком к логопеду. Комплексное лечение обязательно поможет. Лечебные занятия обязательно должны проводиться в форме игр, которые посоветует вам врач. Самой популярной и действенной игрой считается — «Спряталось – нашлось».

Суть ее заключена в том, что на диктофон записываются названия каких-либо предметов (начните с любимых игрушек), перед ребенком изображается действие, при котором спрятанный предмет появляется и переходит в его распоряжение только тогда, когда громко и четко им будет произнесено название вещи. Это полезная и очень увлекательная для маленьких детей игра.

Если ребенок в возрасте до двух лет, то с ним нужно играть в звукоподражательные игры. Например, показывать ему собачку и спрашивать: «Как говорит собачка?». Разумеется, сначала его надо обучить, какие звуки издает то или иное животное. Продемонстрируйте ему, как отвечать на некоторые вопросы. В ситуации, когда ребенок хочет взять какую-то игрушку, спросите у него: «Хочешь взять грузовик?» и не отдавайте, пока он не ответит: «Да!».

Гуляя с малышом, составляйте маленький рассказ о том, где вы сегодня были. Три – четыре предложения, не больше. Например, увидели вы поезд. Сообщите ребенку, как это называется. Пусть повторит. В конце прогулки спросите: «Что мы сегодня видели? Какие звуки он издает?». Успокаивайте и поддерживайте своего малыша, если он пытается, но у него никак не получается произнести то или иное слово. Пусть ощущает, что он не один и будет уверен в том, что рано или поздно у него все получится.

Фотогалерея

В психологии есть понятие «возрастная норма», в соответствии с которым любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.

Физическое развитие – это не только прибавка в весе и росте, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом, это продвижение ребенка  к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие будут помогать ребенку освоить эти умения и навыки, малыш будет быстрее развиваться. ( любое несоответствие в данном направлении возрастной норме, при условии, что ребенка обучают данному навыку, должно насторожить родителей, так как может являться следствием проблем со стороны нервной системы и требовать помощи специалиста ).

Сенсорное развитие - это основа познания мира. Ребенка постоянно интересуют вопросы: что это? какое оно? Ему очень важно знать, какого цвета солнце, трава и сотни других предметов и явлений. Большие они или маленькие, какой формы, можно ли их потрогать? Только получив ответы на эти вопросы, ребенок может представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать их качества – таким образом развивается человеческий разум (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Но ребенок еще не готов сразу к такой сложной умственной деятельности. Пока ему нужно научиться различать цвета, определять форму предметов и их величину. Это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

Мышление

ребенка в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Чтобы размышлять об объекте или явлении, сравнивать его с другими ребенку необходимо видеть его перед собой (наглядно), а еще лучше подействовать с ним – ощупывать, перебирать и т.д. (действенное).Поэтому н

Развитие пассивной речи. Ребенок усваивает названия предметов, игрушек, одежды и т.д., названия действий, с которыми часто сталкивается в повседневной жизни.

Развитие активной речи. Происходит в процессе общения, поэтому очень велика роль родителей в обучению ребенка чисто и правильно говорить.

Ребенок в этом возрасте активно осваивает грамматические формы, поэтому необходимо следить за правильным их употреблением в речи. Это такие формы, как: пространственные отношения (на, под, вверху, внизу); окончания существительных множественного числа; согласование глаголов.

Нормы развития в 7 месяцев

За восьмой месяц жизни ребенок прибавляет в весе в среднем минимум 550 г, в росте  — 2 см. К концу восьмого месяца средний вес малыша составляет 8 650–8 850 г, а рост — 69 см.

Семимесячный ребенок активно ползает, изучает окружающий мир. Необходимо это всячески стимулировать, показывая ему издалека красивые игрушки. Обеспечьте безопасность ребенка: уберите с пола все, что может травмировать малыша, следите, чтобы он не дотянулся до пуговиц, бусин и других мелких вещей.

От обилия новых впечатлений малыш перевозбуждается, может стать дезорганизованным, капризным, непослушным. В этом возрасте у ребенка проявляется резкое неприятие «чужих». В их присутствии он даже может плакать, вести себя агрессивно или прятаться за маму. Отнеситесь с пониманием — эти страхи скоро пройдут.

Продолжайте учить ребенка игре в ладушки, махать «до свидания», делать воздушный поцелуй. С малышом нужно играть: катать мячик, складывать кубики, пирамидку. В это время ребенок разрушает башню из кубиков, выбрасывает игрушки из манежа. Это важный этап его развития: так у него формируется понятие пространства. Ребенку не нужно много игрушек, какую-то часть их лучше припрятать и потом доставать по мере необходимости.

Ребенок уже может сам пить из чашки, которую держит взрослый. Громко и певуче произносит слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».

Вы должны обратить внимание педиатра, если к концу восьмого месяца ваш малыш: не сидит, не перекладывает предметы из руки в руку, не оборачивается на источник звука, не встает на ножки, когда его держат в вертикальном положении.

Нормы развития в 9 месяцев

За десятый месяц жизни вес ребенка увеличивается в среднем минимум на 450 г, а рост — на 1,5 см, у него продолжают резаться зубки.

Ваш малыш уже прекрасно сидит, поворачивается, наклоняется, меняет положение, ложится из положения сидя. К десяти месяцам уже практически все дети ползают, многие стоят у опоры; некоторые ходят вдоль мебели, некоторые могут сделать один-два шага самостоятельно и только очень немногие умеют ходить.

Если ребенок достаточно рисковый, он может пытаться залезать на невысокие предметы. Сейчас самое время осваивать «спуски» и «подъемы» на диване. Малыша привлекает возможность подняться выше, он проявляет интерес к лестницам и табуреткам. Будьте внимательны, обеспечьте его безопасность!

Девятимесячный кроха понемногу перестает цепляться за маму и начинает обращать внимание на других малышей. На прогулке, услышав смех или плач другого ребенка, малыш может засмеяться или заплакать вместе с ним. При встрече детишки начинают «общаться»: показывать друг другу игрушки, обмениваться ими.

Очень благоприятно для ребенка в этом возрасте закаливание водой. Делается это так: усаживаете малыша на стульчик в ванной и моете ему ножки до колена с мылом. Вода из-под крана вначале должна быть теплой (35 °С), далее каждый день понижайте температуру на градус, пока не дойдете до 20 °С. И такой прохладной водой следует мыть ему ножки с мылом каждый день. С помощью закаливания вы спасаете ребенка от простуд, которые обычно возникают вследствие переохлаждения.

Вы должны обратить внимание педиатра, если к концу десятого месяца ваш малыш: не встает на ножки, не играет с мелкими предметами, не показывает большие картинки в книжке, не проявляет интереса к другим людям.

Исследование анамнеза, социальной структуры семьи и характера взаимоотношений с ребенком

Основная цель данного исследования - поиски путей организации совместной работы логопеда и родителей по коррекции речевых, умственных и физических отклонений детей с нарушениями речи в целях полноценной подготовки к школе. В соответствие с целью исследования был поставлен ряд конкретных задач: 1. Анализ литературных данных по проблеме. 2. Выявить причины, способствовавшие или повлиявшие на развитие речи детей с нарушениями речи. 3. Изучение медицинских карт детей. 4. Разработка основных направлений связи логопеда и родителей. Исследование проводилось на базе ДАОУ «ДОД Дом детского творчества» Балкыш» Высокогорского района. Всего были обследованы 10 семей детей старшего дошкольного возраста. Из них у 6 семей дети были с нарушениями речи, у 4-х семей дети без нарушений. В ходе эксперимента исследовалось три аспекта: анамнез, социальная характеристика семьи и особенности воспитания ребенка.

Контингент 1 группы: шесть детей с нарушениями речи 1а – Галлямов Альберт ФФН 2а - Яхина Зарина ОНР (2 уровень) 3а - Даутова Алина ФФН 4а - Габдуллазянов Зульфат ОНР (3 уровень) 5а - Мухаметшин Денис ОНР (3 уровень) 6а - Хайрутдинова Гульназ ФФН

Вторая группа – контрольная. Семьи, у которых дети без нарушения речи. 1в - Равиловы 2в - Ибатуллины 3в - Фазлиевы 4в - Зариповы

В ходе эксперимента я старалась создать благоприятные условия для проведения исследования, атмосферу доверительного контакта. Родители должны быть заинтересованы в искренности собственных ответов. Тест был взят из практического пособия.

Меню