Нормы развития ребенка к 4 годам

Помесячный календарь развития ребенка до 1 года

Ребенок наиболее интенсивно развивается в первый год жизни: он постоянно осваивает новые навыки, буквально каждый месяц приносит с собой существенные изменения. Мы предлагаем тебе приблизительный календарь развития крохи. Внимание: это всего лишь усредненные данные, а не аксиома, которой нужно соответствовать, ведь процесс развития очень индивидуален.

С каждым днем твой малыш становится все смышленее. Он постоянно узнает что-то новое, осваивает очередные навыки. Ты смотришь на соседских ребятишек и сравниваешь их со своим чадом: этот уже сидит, а тот сказал «мама». Это самая распространенная ошибка молодых мам! Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику. И не стоит его торопить – всему свое время!

Второй месяц

Ребенок начинает интересоваться окружающим миром: реагирует мимикой и улыбкой на появление мамы, внимательно прислушивается к голосам. А еще узнает определенные ситуации: например, оживляется перед кормлением, улыбается, когда его берут на ручки.

Четвертый месяц

Переворачивается со спинки на бочок. Гулит. Если с ним заговорить, поворачивает голову к источнику звука. Кроха в этом возрасте уже умеет криком привлекать к себе внимание взрослых, а также проявлять основные эмоции: радость (при виде мамы), гнев (когда его пытаются одеть в неудобную одежду), страх (при неожиданном резком звуке). 

Шестой месяц

Переворачивается со спины на животик и наоборот. Если поддерживать карапуза в вертикальном положении, он частично удерживает тяжесть тела. Отличает знакомых людей от незнакомых: на близких реагирует улыбкой, а вот чужих может встретить плачем. Начинает произносить первые слоги (ма, па, ла, да), многократно их повторяя. Но это не имеет ничего общего с осознанным «мама» или «папа».

Восьмой месяц

Может стоять с опорой. Ему очень нравится играть в «прятки»: мама прячет лицо под пеленкой, а потом выглядывает со словами «ку-ку». Малыш уже способен найти предмет, который был спрятан у него на глазах.

Десятый месяц

Малыш самостоятельно стоит, перемещается по квартире ползком. Повторяет жесты, звуки и различные действия, осознает смысл многих из них. Уже понимает запрет «нельзя», хотя запросто может улыбаться и делать то, что ему не разрешили.

Двенадцатый месяц

Ходит самостоятельно или держась за одну руку. Говорит до 20-ти слов. Начинает стремиться к самостоятельности: пытается есть без твоей помощи, пробует взбираться на ступеньки или на горку на детской площадке. Если ты помешаешь этому, не удивляйся, что малыш возмутиться и заплачет.

Оценка физического развития детей старше года

Среди адресованных педиатру вопросов часто встречаются просьбы оценить рост и массу тела ребенка. Это понятно – ведь темпы развития малыша в той или иной степени отражают его состояние здоровья. Потому нас столь волнуют параметры физического развития наших детей, их гармоничность и соответствие возрастной норме.

Представим, что сто 5-летних мальчиков выстроили в шеренгу по росту – от самого маленького до самого высокого. Первые трое будут восприниматься со стороны как очень маленькие по сравнению со сверстниками, 4-10 ребят – как низкого роста, 11-24 – будут квалифицироваться как дети с ростом ниже среднего. Мальчики, занимающие 25-75 места в этой шеренге, покажутся нам среднего роста. Те, что стоят на 76-90 позициях, будут восприниматься как выше среднего, на 91-97 местах – как высокие. Последние трое представятся со стороны очень высокими.

Если записать средний рост этих мальчиков в названных выше группах, получим простейшую центильную таблицу роста для пяти лет. Промежутки между семью цифрами в ней называются «коридорами». Если рост вашего ребенка попадает в четвертый-пятый коридоры (25-75-я центили), его расценивают как средний, в шестой – как выше среднего, в седьмой – как высокий.

Аналогично проводится оценка массы тела и окружности груди детей определенного возраста. Идеально, когда все показатели физического развития детей находятся в одних и тех же коридорах или расположены близко. Тогда физическое развитие ребенка считается гармоничным.

При оценке физического развития детей педиатр устанавливает соответствие реального возраста ребенка уровню его биологического развития. Если рост, масса и окружность груди расположены в пределах 25-75 центилей или не сильно отличаются от них, календарный возраст признается соответствующим биологическому. При резком отставании реальных параметров от средневозрастных норм говорят о задержке физического развития (ретардации). В случае значительного опережения средневозрастной нормы делается вывод об акселерации биологического развития ребенка.

Пользоваться центильными таблицами несложно, но они не всегда оказываются под рукой даже у профессионалов-медиков, что же говорить о родителях. Для простейшей оценки основных параметров физического развития ребенка можно использовать простые формулы.

Существуют разные формулы, позволяющие рассчитать долженствующий рост ребенка старше 1 года. В одних отсчет идет от 75 см (примерный рост в один год), в других – от 100 см.

100 см – это ориентировочный рост в четыре года. От года до этого возраста ребенок обычно прибавляет не менее 8 см ежегодно, после 4 лет – не менее 6 см ежегодно. Математически сказанное выражается формулами:

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Вопрос о необходимости приема витаминов всегда стоит остро. Ряд педиатров, да и родителей тоже, считают, что «пичкать» детей искусственными таблетками не стоит, всегда ведь есть под рукой морковь и яблоки. Другие специалисты считают, что курсы поливитаминных препаратов дважды в год, например, осенью и весной, помогают укрепить иммунитет и профилактируют дефицит необходимых для здоровья и развития веществ. Давайте разбираться, кто прав.

Трехлетний маленький взрослый

В этом возрасте ребенок готов к освоению требующих хорошей координации движений навыков. Например, можно его обучать кататься на трехколесном велосипеде, на лыжах и коньках, учить плавать, играть в футбол. Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации.

Особенности развития детей 3 лет связаны с выходом мамы на работу и посещением детского сада, а также с «кризисом трех лет». Вместе с тем это время рождения фантазий и осознания себя личностью. Ребенок хочет показать себя взрослым и очень ревностно отстаивает свое мнение. Отличительными чертами являются упрямство, своеволие и отрицание. Малыш отказывается есть, спать, убирать за собой, часто возникают истерики. Контролировать проявление эмоций ребенок еще неспособен, а потому и сам страдает от излишних их проявлений.

Детский сад тоже оказывает влияние на развитие детей 3 лет. Чадо вынуждено подстраиваться под требования воспитателей, соблюдать более строгий режим, а также налаживать связи с другими детьми. Поэтому задача родителей - найти «золотую середину» в общении и в воспитании своего ребенка с учетом сложной психологической нагрузки.

Развивающие занятия дома

Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Благодаря такому роду занятий происходит успешное формирование головного мозга. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать несколько различных предметов на любые темы. Например, слепить овощи и фрукты, что поможет закрепить знания о них, а также развить пальчики. Ребенок в 3 года с удовольствием будет опускать предметы в емкости либо находить их в россыпи зерен, макарон, семян.

Если чадо уже хорошо говорит, то можно занять его описанием изображений в книгах и журналах. Этот прием успешно используют на прогулке. Например, периодически спрашивая: «А что делает дядя?», «Что в руках у тети? Куда она идет?» Ребенок с удовольствием участвует в ролевых играх. Например, с радостью уложит спать мишку, станет строителем и построит башню или превратится в парикмахера и сделает прическу кукле. Развитие речи детей 3 лет идет своими темпами, но родители в состоянии его ускорить.

Программа развития ребенка 3-4 лет

Некоторые родители предпочитают работать со своими детьми по плану, а не в свободном стиле. Стандартная программа развивающих занятий для данного возрастного периода содержит следующие пункты:

Изучение окружающего мира

Упражнения направлены на исследование природных явлений, усвоения разницы времен года и особенностей экологии. Например, наблюдая за перелетными птицами осенью, ребенку указывают на данную особенность их отлета в теплые края как одного из признаков времени года. Параллельно знакомят с названиями птиц, которые улетают в теплые края, и с теми, которые остаются зимовать. При наблюдении за погодой используют разные прилагательные и глаголы, тем самым обогащая речь ребенка. Например, на улице может быть дождливо, солнечно, ветрено, а дождь может моросить, стучать, лить. Гуляя, обращают внимание на деревья и кусты, на их внешний вид, названия. Из природного материала делают разные поделки. К 4 годам ребенок уже должен называть основные цвета и некоторые оттенки, находить их в окружающих предметах. Нелишним будет обращать внимание на правила дорожного движения. Развитие детей 3-4 лет идет быстрыми темпами. Ребенок хорошо усваивает интересную информацию, особенно если она подкреплена примерами в окружающем мире.

Развитие речи

Ребенок в 3 года способен запомнить небольшие стишки, подпевать. Родители обучают алфавиту, готовят руку к письму. Ближе к четырем годам можно начинать учить слоги, пробовать читать первые простые книги. К этому возрасту ребенок запоминает загадки, пословицы и поговорки.

Нормальное развитие речи детей 4 лет проявляется в составлении фраз из 5-6 слов. Чадо часто задает вопросы: «Почему?», «Откуда?» Ему все интересно и все нужно знать. Чтобы речевое развитие детей 3-4 лет шло быстрыми темпами, родителям необходимо отвечать на все вопросы ребенка, но доступным для него языком.

Методики развития детей

Существуют различные авторские сценарии занятий по ускоренному развитию. Многие родители сомневаются в пользе применения развивающих упражнений, мотивируя тем, что это вредно, этому все равно будут учить в саду и в школе. Но любые знания, особенно полученные ненавязчиво, во время игры, лишними не будут. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся методики по развитию детей:

Выбор методики остается за родителями. Развитие детей 3-4 лет всегда сопровождается огромным числом вопросов и любознательностью. Родители могут и не придерживаться определенного плана в занятиях. Главное – быть открытым источником информации для ребенка, а также активно участвовать в его жизни.

Меню