Нормы развития ребенка 3-4 лет

Добро пожаловать на сайт логопеда Щегловой Калерии.

Здесь кратко представлены этапы формирования детской речи в норме и даны приблизительные сроки её становления в приод от рождения до пяти лет.

Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание речи резко опережает активную сторону речи- говорение. Ребенок уже может по просьбе найти среди предметов знакомую ему игрушку,а к году и трем месяцам в состоянии выполнять по поручению простые действия. В полтора года активный словарь состоит примерно из 40-70слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, прилагательные (большой, маленький), реже- глаголы, личные местоимения( ты,он,она).До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. После полутора же лет ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай!),а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трехсловные предложения, но слова в них еще не связаны грамматически. К концу второго года ребенок использует в речи от 100до 300 слов.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: иду- идет- не пойду, папа- папу- папе. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок( «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба». Может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, но самостоятельно построить связный пересказ, как правило, не могут. Интерес к окружающим предметам, потребность в общении побуждает обращаться ко взрослым с вопросами: Что это?, Куда?, Когда?, и т.п. Словарный запас в конце третьего года: ребенок использует глаголы, прилагательные, обозначающие размер, цвет, форму, качество предметов. Звукопроизносительная сторона речи: дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие звуки, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим. Сложные по артикуляции звуки: т, ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, р- заменяются на более простые.

Дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, делать умозаключения. Велика потребность общения, поэтому активно задаваемы вопросы: Зачем?, Почему?, Для чего?, но из-за неустойчивости внимания не дослушивают ответ взрослого. Активный словарь представлен уже различными частями речи, однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, в их словаре отсутствуют обобщающие слова: одежда, овощи, мебель, и другие. Отсутствуют слова-названия частей предметов. Дети постепенно усваиваю звуковую систему языка, осваиваются свистящие звуки: с, з, ц.

Увеличение активного словаря дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, излагать мысли, но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети допускают грамматические ошибки, например, не согласовывают слова в роде, числе, падеже, не верно употребляют предлоги. В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится рифмовать слова, придумывать стихи. Такое стремление закономерно и способствует формированию речевого слуха. Значительно улучшается звукопроизношение.

Как заниматься с ребенком 3-4 лет

Существующие взгляды и самих родителей, и специалистов на то, как и чем заниматься с ребенком, очень сильно варьируются от крайне либеральных до крайне строгих.

не стоит создавать специальных условий для занятий – все должно происходить в естественных ситуациях: на полу, на улице, в разговоре, во время игры;

Очевидно, что истина где-то посередине, ведь созревание структур мозга требует постепенной и регулярной нагрузки. С другой стороны, некоторые родители так усердно берутся за дело раннего развития, что ребенок страдает от изобилия занятий, кружков и информации и теряет золотой период детства.

В таком случае занятия с ребенком могут быть полезны и нужны . "Для чего?" - спросите Вы - "Ведь ребенок не хочет заниматься, и ему это неинтересно"

В этом случае занятия могут быть направлены как раз на то, чтобы помочь ребенку развить свой интерес, научиться заниматься, общаться и строить отношения сотрудничества и взаимодействия. А ведь это так важно для развития личности ребенка!

развивающие занятия – помощь ребенку в освоении знаний по возрасту (формы, цвета, классификация предметов, цифры и т.д.). Развитие ребенка происходит в соответствии с определенными стадиями, поэтому занятия могут помочь ему проходить их более качественно;

развитие навыков внимания и целенаправленности. В норме, если задания и игры подобраны правильно, ребенок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы доделать дело до конца. Многие мамы говорят, что ребенок "часами" готов сидеть...

налаживание контакта и взаимодействия с мамой , когда ребенок учится воспринимать просьбы и предложения мамы серьезно, учится подражать, сотрудничать, планировать и т.д.;

развитие умения общаться , когда в игре ребенок осваивает навыки обращаться за помощью к другому, выражать свои желания так, чтобы быть понятым, предложить игру, уточнить что-то (например, игры в «гости», «День рождения», «магазин» и т.д.)

Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Если Вы решили регулярно заниматься с ребенком, начинайте с малого. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его. Перед началом занятий устройте "волшебный ритуал". Скажите, ребенку, что он уже взрослый и очень умный, и теперь Вы каждый день будете заниматься с ним, чтобы он смог стать таким же, как например, его любимый герой, брат, папа. Покажите ребенку, что заниматься - это прекрасно, это вызывает уважение и гордость!

Ребенок до года: нормы развития

В этом возрасте хорошо выражены только безусловные рефлексы, особенно сосательный. Понемногу угасает беспорядочное движение конечностями, уменьшается врожденный физиологический гипертонус.

К концу первого месяца малыш уже начинает по несколько минут держать головку, в положении лежа на животике. Карапуз произносит звуки похожие на «а», «е», «и».

Младенец уже научился поворачивать головку в разные стороны и может удерживать ее несколько минут в вертикальном положении.

Кратковременно сосредотачивает внимание на двигающемся предмете и громком звуке. Его речь представляет собой «гуление».

Кроха уже хорошо держит голову, в положении лежа на животе. Что касается сенсорных реакций, то карапуз уже активно реагирует на яркие предметы и звуковые раздражители.

У малыша появляются целенаправленные движения. Он уже может переворачиваться со спины на бок и наоборот, брать игрушки, рассматривать их в своих руках.

Способен тянуться за игрушками. При поддержке, стоит, опираясь на кончики пальцев. Потихоньку начинает различать чужих и своих. Все, с большим интересом, тянет в рот. В его «речи» проявляются слоговые цепочки.

Малыш уже может целенаправленно взять игрушку, которую способен перекладывать из руки в руку. Активно переворачивается. Лежа на животе, научился опираться на вытянутые руки. Начинает садиться.

Малыш уже научился самостоятельно играть с игрушками. Специально бросает предметы и наблюдает за их падением.

Дети 3-4 лет. Особенности развития

Одинаковых людей нет, каждый человек отличается от другого своей уникальностью на этой земле. И совершенно очевидно, что каждый ребенок развивается по своему: у каждого свой темп, свои условия и свои результаты.

Но все же характерные признаки возраста существуют и это надо понимать родителям. Сегодня мы рассмотрим развитие детей от 3 до 4 лет.

В трех летнем возрасте, а у некоторых малышей чуть раньше, начинают проявляться элементы самостоятельности. Она выражается в желании делать все самому. Такое желание является проявленим кризиса трех лет.

Кризис трех лет, это не только желание быть самостоятельным, это еще и период эмоциональной любви и доброжелательного отношения к окружающим его взрослым и сверстникам. Это время эмоционального отклика. В три года он уже умеет сопереживать, помогать сверстникам, утешать их, ему бывает стыдно за свои поступки. Так как у него мало опыта, то  эти эмоциональные проявления не постоянны, нестабильны и зависят от ситуаций. К трем годам малыш начинает взрослеть и у него начинает формироваться умение оценивать то, что он делает. Именно в это время  ребенок замечает  что делают другие и тоже стремиться получить хороший результат. И его огорчает если задуманное не получается.

Возраст трех лет  —  период, когда закладывается стремление и интерес, которые побуждают ребенка познавать окружающий мир и овладевать различными способами действия. Любой освоенный в этот период навык радует ребенка и он делиться этой радостью со взрослыми. Также ребенок доверяет окружающим, он активен в отношении к ним, его поступки непроизвольны, а действия ситуативны. В этот момент ребенок не может представить последствий, он не ощущает опасности и открыт миру.

В возрасте 3-4 лет малыш начинает усваивать правила и нормы поведения, он понимает что можно, чего нельзя. В этот период надо обязательно объяснять ребенку, что он нарушил правило, так как в этом возрасте дети не переживают по поводу сделанного, они переживают за действия, которые предпримет взрослый.

Например: ваш ребенок на детской площадке отобрал у другого ребенка его игрушку. Ваши действия: вы должны доступно объяснить ребенку, что отбирать чужие вещи это плохо. Если такая ситуация повторяет еще раз, то вы должны применить санкции (например увести его домой, тем самым лишив его прогулки и общения с другими детьми).

Нормально развивающийся ребенок  к трем-четырем годам овладевает  навыками самообслуживания. К концу 4 года жизни малыш умеет есть за столом, быть аккуратным в туалете, умеет одеваться сам. Это показатель развитой  координации. Возрасту от 3 до 4 лет  характерна  высокая потребность в движении,  этот период способствует формированию физических качеств малыша.

В этом возрасте у малыша сформированы понятия основной цветовой гаммы(цвета радуги),  основных геометрических форм(круг, квадрат, треугольник), больше – меньше. Также у детей начинают формироваться пространственные представления, они ориентируются в квартире, в группе детского сада, во дворе и т.д.

Делаем вывод: чтобы ваш ребенок вырос интересным и воспитанным его надо развивать. О том, как в нашем Центре мы развиваем детей разных  возрастов, читайте в наших следующих статьях.

Консультация по логопедии по теме: Нормы речевого развития дошкольников

Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для  речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.

Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка, в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Меню