Нормальное развитие речи детей

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста могут быть использованы логопедами на родительских собраниях в начале учебного года, а также помещены на информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе.

Характеристика речи детей второй младшей группы.

активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов,состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.

Дети овладевают грамматическими формами: мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок» Звукопроизношение. Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа»-лампа).

сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака.

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Характеристика речи детей старшей группы.

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор)

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ.

Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры.

Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше».

Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка.

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка-«сяпка»).Он не имеет четких представление о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно..

Что такое ОНР?

Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы), дефекты произношения и фонематические нарушения.

Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон, плохой аппетит. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог, сурдолог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке или посещение логопедической группы в детском саду.

Развитие речи у детей. Как и чем помочь малышу.

Развитие речи у детей не беспокоит наверное, только тех родителей, у кого ребенок родился Цицероном (жил как-то давно такой греческий оратор).  А для всех нас, простых смертных, это очень важно. Давайте разберемся, как мы можем помочь в развитии речи нашей деточке.

Прежде всего, давайте поймем, что развитие речи у детей — длительный процесс, начинающийся с рождения ребенка и продолжающийся вплоть до 10-12 лет. Маленькие дети не способны различать языки, речевые обороты и слова, и воспринимают речь инстинктивно. Правильно понимать речь взрослых детям помогает интонация сказанных предложений. Сам ребенок на первых порах выражается только звуками, лепетом и гулением. Чаще всего при общении с младенцем родители используют вопросительную форму речи, при этом как задавая вопрос, так и отвечая на него. Таким образом у ребенка складываются первые понятия о диалоговой форме общения.

Новорожденные дети очень быстро понимают, что криком можно привлечь к себе внимание взрослых, чтобы они в свою очередь устранили причины дискомфорта ребенка, поэтому в возрасте одного-двух месяцев единственным позывным у них является крик.

Тем не менее, по прошествию времени в памяти ребенка упрочняются определенные словосочетания, на которые он реагирует и понимает, что за ними последует то или иное действие, запоминает своё имя, простые обращения к родителям — папа, мама, баба, деда и т.д.

Ребенок начинает лепетать, воспроизводить более сложные звуки и фонемы; зачастую взрослые могут слышать долгий эмоциональный неразборчивый детский лепет, в возрасте 6-7 месяцев  дети могут отвечать на ваши действия смехом. Ближе к 1 году у ребенка начинают резаться зубы, а это значит, что ему будет доступно большее количество звуков и букв, которые он сможет произнести.

Научно доказано, что девочки всегда опережают в своём развитии мальчиков, поэтому и разговаривать они начинают быстрее. Обычно к годовалому возрасту девочки уже произносят свои первые слова, могут назвать своё имя, позвать родителей, осознанно произносить простейшие просьбы (на ручки, кушать, в туалет и т.д).

Тем не менее, если ваш малыш к году ещё не отличается разговорчивостью, не спешите бить тревогу. Развитие речи у деток проходит разными темпами.

Для помощи ребенку в его развитии, как можно больше общаться с ним. Общайтесь с малышом на его уровне. При этом недопустимо сюсюканье, сложные предложения или невнятная речь, в этом возрасте дети, как губка, впитывают в свою память услышанное, и могут запомнить слова в исковерканном виде, что будет препятствовать нормальному развитию их речи.

От полуторагодовалого возраста и старше ребенок становится вашим подражателем, и, подобно попугаю, будет повторять ваши слова и фразы. Он становится наблюдательнее, у него развивается воображение и появляются зачатки самосознания, а значит, всё больше будет расти потребность в выражении своих мыслей и воли. Читайте своему малышу больше детских сказок, показывайте иллюстрации в книжки, задавайте ему вопросы, таким образом вы будете стимулировать его задумываться и чётко формулировать ответы.

Вы можете обращаться к ребенку с какими-либо простыми просьбами — принеси, дай, возьми, найди и т.д. Играйте вместе с ним, рассказывайте простые стихотворения, озвучивайте его игрушки, как будто они разговаривают с ним. Находясь на прогулке, рассказывайте ребенку об окружающих вас предметах, изображайте звуки, которые они издают — карканье ворон или сигнал машины.

Приемы при подготовке к обучению и развитию речи

Я, Иванова Людмила Александровна учитель-логопед, работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 8 “Аленушка” города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края на протяжении 20 лет, в данной должности 9 лет, имею высшее образование, закончила Ростовский государственный педагогический университет в 2002 году, прошла квалификационные испытания, имею высшую квалификационную категорию.

Я работаю в разновозрастной группе комбинированной направленности с детьми, имеющими задержку психо-речевого развития, а также принимаю активное участие в воспитательно-образовательном процессе детей не посещающих детский сад. Веду занятия по подготовке к обучению грамоте и развитию речи в группе предшкольной подготовки для детей 5.5 -7 лет “Будущий первоклассник”, и провожу индивидуальные логокоррекционные занятия по формированию и развитию правильного звукопроизношения у неорганизованных детей, имеющих дефекты речи.

В группу предшкольной подготовки приходят дети, как правило, педагогически запущенными и недостаточно адаптированными к социуму. Поэтому я считаю, главным, что неорганизованные дети, как и дети, посещающие детский сад, должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении и получить равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе. В принципе для этого и создана в нашем детском саду такая группы, и существует она уже 7 лет.

Мне очень хочется поделиться своими наработками со специалистами и педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах кратковременного пребывания по предшкольной работе, раскрыть приемы и методы способы организации при подготовке к обучению и развитию речи.

Изучив ряд методической литературы, переработав ее и адаптировав, я составила, в помощь педагогам, примерную методику обследования речи детей группы предшкольной подготовки. А также мною разработана речевая карта, мониторинг обследования детей группы кратковременного пребывания для выявления уровня развития речевого развития, схема для заполнения логокоррекционного маршрута сопровождения ребенка, имеющего дефект речи. В помощь воспитателям разработала игры и игровые упражнения по развитию речи.

Каждый педагог может варьировать представленные наработки в своей работе. Главной документацией в работе педагога в группе предшкольной подготовке является перспективный план по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению, развитию связной речи, и естественно календарный план.

Использование разнообразных форм работы, приведенные в моей статье, надеюсь помогут педагогам и поспособствуют еще более положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и вербальной памяти, значительно обогатит словарный запас, и усвоению учебного материала.

Предварительная беседа

– установления доверительных отношений с ребенком; – выявление контактности; – общая осведомленность ребенка; – речевая активность.

Меню