Нормальное развитие ребенка до 3 лет

1 месяц

Ребенок второго месяца жизни, лежа на животе, уже может некоторое время удерживать головку и даже поворачивать ее. Чтобы у малыша не развилась кривошея и деформация головы, периодически меняйте местоположение его кровати, перекладывайте его с боку на бок. Ребенок должен смотреть во все стороны одинаково часто во избежание неравномерного развития мышц. Когда вы держите его на руках или когда он лежит на животике, старайтесь как можно шире разводить его ножки, это способствует хорошему формированию его тазобедренных суставов. К концу второго месяца должен пройти тонус кистей и пальцев: кисти становятся более расслабленными и раскрытыми.

Для развития мышц шеи и туловища, а также для профилактики колик необходимо перед каждым кормлением выкладывать ребенка на живот, обязательно на ровную и твердую поверхность. Его следует приучать к такому положению постепенно, выкладывая сначала на одну минуту, потом на две, потом на три и т. д. При этом малыш должен быть голышом — поскольку данная процедура, в том числе, и закаливающая: кожные сосуды сокращаются, организм учится сохранять тепло. Простуды будут не страшны, если развивать эту способность постоянно, изо дня в день.

В начале второго месяца жизни малыша следует показать специалистам — неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и педиатру. Также на это время по календарю намечена профилактическая вакцинация против гепатита В.

3 месяца

К концу третьего месяца жизни малыш умеет переворачиваться на бок, а затем — и на животик. Лежа на животе, ребенок может надолго приподниматься и опираться на предплечья. Не забывайте поддерживать «рефлекторное ползание», подставляя свои руки под стопы ребенка.

Важным моментом в развитии малыша в этом возрасте являются начальные манипуляции. Ребенок должен обязательно «найти» свои руки, интересоваться ими. При кормлении он может поддерживать грудь или бутылочку. Он может удерживать рукой игрушки, перекладывать погремушку из руки в руку. Если же таких действий он не производит, обратите на это внимание вашего педиатра. Также стоит к нему обратиться, если к концу четвертого месяца ребенок не переворачивается на бок и на живот и не реагирует на общение.

Этапы нормального речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи , потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции . Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «синюська» - свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию...) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Вопрос: Нормально ли кормить ребёнка до 3 месяцев?

Милая нельзя так, хочешь что бы ребенок в будущем тормозил!!! Тем более учитывая сегодняшних не качественных продукт!!! Одумайся - хотя бы до 7 месяцев надо кормить грудью, или найми другую маму!!! Нет денег - отправлю!!!

нет, я считаю, это не нормально... мама должна думать сначала о малыше, о том, что для него лучше, а потом уж о своих хотениях... тем более, что в свой рацион можно постепенно добавлять те продукты, которые вы ели раньше, только без фанатизма (я, например, так и делала)... никогда не возникало такого желания перестать кормить... моей дочуне уже 1,2 года и я до сих пор помимо обычной еды, кормлю грудью!не лишайте кроху радости! да и везде пишут о пользе грудного вскармливания, неужели не читали а если вы думаете только о себе, то правильно отметили выше, вы эгоистка...

нет ненормально ребёнок должен получать грудное молоко до году в противном случаи у него будет слабая имунная система подумай о малыше если не желаешь ему вреда.

Я знаю многих мамочек, которые кормили деток до года и больше и ни капельки нежалеют,т.к. этим же мамочкам меньше проблем: а)малыш доволен; б) меньше проблем с животиками и т.д. Так что КОРМИТЬ И ЕЩЁ РАЗ КОРМИТЬ!!!

вопрос для чего чтобы услышать, что нормально некоторые в 3 и борщ дают и нормально...тут каждому свое...для меня было бы ненормально, хотя бы потому что прикорм раньше 6 месяцев не собиралась вводить... отменять грудь, чтобы кормить какой-то смесью (не факт что подберете с первого раза)... а потом отлучать от бутылок неее, уж лучше этот кайф, когда детка тебя чмокает...жаль конечно, что сейчас многие родители думают о себе больше...жаль, что здесь каждый день видишь одни и те же вопросы... одни и те же глупые вопросы...

"Доченькасыночек, я тебя до 3 месяцев грудью кормила. А дальше расхотелось, захотелось осторого покушать, покурить, побухать. А хотел ли ты заканчивать кушать мамину грудь, мне вообще неинтересно было, абсолютно пофиг".

Я своих двоих детей каждую до года кормила,моя подруга двойню до года кормила! Можно с годик ради ребёнка себе кое в чём отказать!

пока есть молоко надо кормить-это для здоровья ребенка, к тому же грудное вскармливание более безопастное и экономное. у меня мужа кормили искуственно, не давно прочитала что одной из причин его болезни является искуственное питание. Также у ребенка может появится диатез, проблемы с животиком, аллергия.

Меню