Нормальное развитие детей до года

Таблица прибавки роста и веса для детей до года

В этой таблице приведены примерные прибавки в росте и весе у детей первого года жизни. Тем не менее следует помнить, что все дети разные, поэтому темпы роста и набора веса вашего ребенка могут отличаться от значений, указанных в таблице.

Существует и другая распространенная формула расчета. По ней в первые полгода малыш прибавляет в среднем по 800 граммов, а начиная с 6 месяцев - по 400 грамм ежемесячно. При этом в первые 3 месяца он вырастает на 3 см, в следующие 3 - по 2,5 см, затем по полтора и по 1 сантиметру в квартал.

Введите в форму вес и рост вашего малыша при рождении, и вы получите таблицу примерного роста и веса вашего малыша в первый год жизни по обоим таблицам.

Развитие детей до года

Первый год для малыша – это самый главный период в его период в жизни, в течение которого ребенок очень быстро развивается как в физическом, так и в умственном отношении. Но, как считают психологи, в развитии ребенка до года основную роль все же играют не мама-папа, а сам ребенок. Дело в том, что благодаря заложенным механизмам, которые стимулируют малыша на познание окружающего мира, развитие регулирует сам ребенок. А помощь родителей нужна, чтобы эти стремления в нем не потухли, ну и, конечно же, оказывать помощь ребенку там, где она необходима. Для этого нам, взрослым людям, нужно знать и понимать какими навыками должен обладать малыш в этом возрасте, следить за его развитием и создавать для этого благоприятную обстановку.  

В течение своего первого года жизни ребенок развивается скачкообразными темпами. Эти скачки, как правило, происходят в полтора месяца, два, три, четыре, шесть, девять и двенадцать месяцев. Разумеется, для каждого ребенка начало скачка может проявиться как раньше, так и позже, ведь все малыши по-разному растут и развиваются. Ребенок, который еще сегодня не умел сидеть, завтра может самостоятельно сесть с ровной спинкой и совершенно без опоры, а малыш, который не умеет самостоятельно кушать, вдруг начнет проявлять явный интерес к взрослой пище, и буквально начнет вырывать у вас из рук кусочек яблока! Наблюдать за развитием ребенка, и помогать ему в этом – очень интересное занятие! Давайте посмотрим, что же может уметь малыш в соответствующем возрасте.

Где-то около пятой недели в развитии крохи намечается первый скачок. Начинают быстро развиваться его органы чувств, движения становятся все более скоординированными, и в целом сам ребенок становится более внимательным к окружающему вокруг миру. С этого времени периоды его бодрствования удлиняются, становятся интереснее и разнообразнее. Малыш яснее реагирует на запахи, прикосновения, дольше рассматривает понравившуюся ему игрушку.

Кроха провожает взглядом предмет, если тот находится прямо перед его лицом, смотрит на взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его взглядом, если тот, подходя к кроватке, разговаривает с ним.

В возрасте двух месяцев у ребенка назревает второй скачок развития. Начинается, так называемое, довербальное развитие речи, которое называется «гулением». Малыш начинает активно «агукать», «гугукать», в речи также прослеживаются звонкие гласные. В ответ на обращенную к нему речь, он проявляет «комплекс оживления» — бурно выражает радость улыбкой и активными движениями ручек и ножек.

К этому времени малыш уже осознал, что у него есть ручки, и в моменты бодрствования он с любопытством изучает их, рассматривая свои пальчики. Он уже пытается осознанно ими двигать, сосать кулачок, может недолго подержать в руке погремушку. И вот именно с этого периода врачи рекомендуют подвешивать на кроватку малыша яркие погремушки, колыбельки и прочие висящие игрушки. И очень скоро Вы заметите, что кроха будет не только за ними следить, но и пытаться взять их в ручки.

Активность ребенка на третьем месяце растет день ото дня.  Врожденные рефлексы начинают постепенно угасать, уступая место осознанным действиям.  Он уже не просто наблюдает за висевшей над его кроваткой погремушкой, но уже ударяет по ней, пытается взять ее в ручку, и если ему это удается,  тянет ее в рот.  В этом возрасте малыш уже начинает выделять любимые и нелюбимые игрушки. Он также может играть с пустышкой, вынимая и вновь пытаясь вставить ее в рот.  Кроме того, малыш активно реагирует на присутствие вблизи родных людей, пытается гулением привлечь к себе внимание, агуканьем может поддерживать диалог, очень любит,  когда за ним повторяют звуки,  и в ответ также  начинает повторять. Многие детки в этом возрасте уже умеют смеяться вслух.

 На шестом месяце развития жизнь малыша изменяется как никогда. Ребенок начинает учиться самостоятельно ползать, и теперь ползание занимает практически все его свободное время. К концу шестого месяца малыш уже умеет подползать к предметам, расположенным от него на расстоянии около 20 см. Кроме того, малыш начинает самостоятельно садиться и делает первые попытки вставать в кроватке.

На восьмом месяце у крохи очень активно проявляется интерес к окружающему его миру. Его начинает интересовать все: что находится в ящике стола, как хлопают дверцы у шкафчиков, что лежит в тумбочке, и т.д. Поэтому он, перемещаясь из одного угла помещения в другой, активно исследует содержимое всего, до чего сможет дотянуться. В это же время у малыша начинается освоение элементарных жестов. Он может пытаться хлопать в ладоши, выражая восторг или радость, может начать жестикулировать ручкой на прощание, что означает «пока», учится просить заинтересовавшую его вещь определенным жестом, любит топать ножками, а некоторые детки даже пытаются танцевать. Малыш в 8 месяцев уже вполне хорошо ползает и может ползти, держа игрушку в руке, или во рту. Кроме этого, в это время ребенок также отрабатывают навык хождения. Он пытается ходить, придерживаясь за что-либо, и может на секунду-другую опустить ручки от опоры, после чего обычно садится на пол.

К десятому месяцу жизни ваш малыш значительно подрос и уже многому успел научиться. В физическом плане ребенок продолжает развиваться стремительными темпами, и все его свободное время занимают активные игры и исследование того, что его окружает. Он уверенно сидит, умеет самостоятельно подниматься на ножки и достаточно свободно стоит у опоры. Многие малыши в этом возрасте уже пытаются отрываться от опоры и сделать свои первые шаги самостоятельно. Особенно этому предшествуют «прогулки по квартире» с мамой за обе ручки.

В этом возрасте становится хорошо заметным подражание ребенка взрослому. Малыш любит наблюдать за вами, когда вы чем-то заняты, а при случае может и сам продемонстрировать свои умения. Например, увидев однажды как мама пользуется расческой, ребенок может пытаться водить ей по головке, а заметив, как включается телевизор от пульта, малыш будет пытаться нажимать на кнопочки, ожидая увидеть от этого какой-либо эффект. Ребенок достаточно хорошо понимает просьбы, запреты, реагирует на интонацию и голос взрослого. Также малыш с удовольствием пытается выполнять простейшие социальные действия – пользоваться ложкой, пить из чашки, катать машинку, наливать водичку и так далее.

На одиннадцатом месяце жизни развитие ребенка продолжается активными темпами. Совершенствуются ранее приобретенные навыки, быстрее осваиваются новые, малыш начинает многое понимать, а также во всем подражать взрослым.

Он уже умеет махать на прощание ручкой, показывать пальчиком на что-либо, возможно даже кивать головой в знак согласия. Ребенок с удовольствием пробует свои силы в первых шагах, но еще пока с опорой. Хотя некоторые, особо шустрые малыши, уже пробуют передвигаться и без поддержки. Обычно это получается у тех деток, которые ранее много путешествовали по квартире, держась обеими руками за мамины руки.

В этот период ребенок начинает много и подолгу «болтать». В его разговоре появляются новые слова, слоги, интонации и жесты, подкрепляющие его «разговор». Обычно в этом возрасте малыш уже умеет говорить любимые слова «мама», «папа», «дай». На то, что он не может выразить словами, он показывает пальчиком, выражая свое желание попросить это, либо подойти поближе к заинтересовавшему его предмету.

Очень скоро вашему малышу исполнится годик! Это первый в его жизни день рождения, который говорит о том, что заканчивается пора младенчества. Каким стал за это время ваш малыш? Как вырос и чему научился?

Одно из самых знаменательных событий конца первого года жизни — большинство малышей либо уже умеет, либо активно учится ходить. Еще совсем недавно ваш ребенок умел только ползать. Затем, постепенно, он учился вставать на ножки у опоры. Проходит еще совсем немного времени, и вот, наконец, сбывается мамина мечта – малыш делает первые в своей жизни шажки.

Но не спешите расстраиваться, если ваш малютка пока не хочет вставать на ножки. Ведь нормой, когда ребенок пойдет считается период от 9 до 16 месяцев включительно. А за это время можно просто помогать ему осваивать навык хождения, создавая обстановку, способствующую развитию этого навыка.

На двенадцатом месяце ваш ребенок уже становится сознательной личностью, многое понимает, подражает вам, и умеет говорить несколько слов. Интеллектуальное развитие продолжается активными темпами. Малыш становится любопытным маленьким исследователем – все, что попалось ему на пути он внимательно изучает и придумывает предмету различные применения.

Психическое развитие ребенка до года

Новоиспеченных родителей, особенно, если у них первенец, волнует множество вопросов. Не последнее место среди них занимают те, что касаются психического развития малышей. Это любопытство вполне оправдано, ведь, зная, что должен уметь и какие нормы поведения крохи на определенном этапе развития, можно вовремя, если есть необходимость, предпринять меры. 

Новорожденный малыш большую часть времени спит. Самый продолжительный период бодрствования у него на этом этапе составляет 30 минут. Сейчас он способен реагировать на свет, звук и боль. Обладает кратковременным слуховым и зрительным сосредоточением. У него хорошо выражены зевательный, сосательный, глотательный и другие рефлексы. 

Трехмесячный ребенок уже четко узнает маму. Он способен выделить ее из рядом стоящих людей. Активно реагирует на обращение. Одно из наибольших достижений этого возраста — самостоятельная игра с подвешенной игрушкой или рассматривание собственных рук. Ребенок гулит, смеется, следит за предметом с полным поворотом головы.

В четыре месяца малыш подолгу рассматривает неподвижный предмет, держит в руках погремушку, находит глазами маму и следит за ней, громко и заливисто смеется. Сейчас малыша можно оставить в кроватке одного в состоянии бодрствования — он, на протяжении достаточно длительного периода, может самостоятельно играть. Теперь время активного времяпровождения достигает 2 часа. 

Гуление пятимесячного малыша отличается особой музыкальностью, певучестью. Ребенок способен демонстрировать разнообразные эмоции, он различает интонации голоса и подолгу рассматривает руки и предметы. Свое отражение в зеркале вызывает у него улыбку.

Меню