Музыкальное развитие детей в процессе досуговой деятельности

Педагогический проект: "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством досуговой деятельности"

"Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы" – это высказывание В. А. Сухомлинского послужило эпиграфом к моему педагогическому проекту, тема которого "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством досуговой деятельности".

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности детей дошкольного возраста охватывают их нужды в том, без чего невозможен человеческий образ жизни.

Огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и эстетических проблем детства обладает музыкальный досуг, которая является важнейшим средством социализации и индивидуализации личности, обеспечивая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности. Музыкально-досуговая деятельность – приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны. Ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздников, отдыха, самостоятельной творческой работы, обеспечивая детей возможностью развивать культурные потребности, духовный потенциал, творческие способности, расширять знания о различных видах искусства. Все это в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Все вышесказанное выявило ряд противоречий:

  • между необходимостью повышения роста музыкальной культуры детей и недостаточностью использования развивающего потенциала продуктивной досуговой деятельности;
  • между сущностью досуговой деятельности как целостного, интегративного феномена и особенностями его места в системе организации учебного процесса.

Разрешение названных противоречий обусловило выбор проблемы исследования: каковы оптимальные педагогические условия использования музыкально-досуговой деятельности как средства повышения роста музыкальной культуры ребенка.

Цель исследования – поиск путей развития основ музыкальной культуры детей средствами музыкально-досуговой деятельности. Предмет исследования – педагогические условия для развития музыкальной культуры детей. Объект исследования – музыкально-досуговая деятельность дошкольников. Субъектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Гипотеза исследования – процесс формирования основ музыкальной культуры детей будет более эффективным, если использовать различные средства досуговой деятельности.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  • Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности;
  • Разработать модель формирования основ музыкальной культуры ребенка;
  • Разработать и апробировать поэтапную педагогическую технологию развития музыкальной культуры детей средствами досуговой деятельности, выявив ее развивающий эффект.

Основные этапы исследования:

  1. На первом поисково-теоретическом этапе, который осуществлялся с августа по сентябрь 2008 года, проводился ретроспективный анализ научной литературы и поиск музыкального и дидактического материала. Была разработана технология по повышению уровня музыкальной культуры дошкольников средствами досуговой деятельности. Поисково-теоретический этап также имел цель выявить начальный уровень музыкальной культуры детей.
  2. На втором – практическом этапе, который проходил с сентября 2008 года по апрель 2009 года, проводилось обучение детей по разработанной технологии, отличающихся от традиционных подходов по "вхождения ребенка в культуру" и ее апробация с целью выявления эффективности. На данном этапе применялась методика опроса и анкетирования, велись наблюдения за деятельностью воспитанников.
  3. Третий обобщающий этап – завершает педагогическое исследование. В мае 2009 года подводились окончательные итоги, обобщение результатов исследования.

Новизна проведенного исследования заключается в том, что мною разработана и апробирована технология формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников средствами досуговой деятельности. Продолжительность проекта – с августа 2008 по май 2009 года. Технология организации деятельности по решению выдвинутых задач. Музыкально-досуговая деятельность детей – это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. В дошкольном образовательном учреждении она имеет следующие виды:

  • отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок.
  • развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсы, игры-забавы, развлечения с использованием технических средств обучения, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т.д.);
  • праздники – международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;
  • музыкально-образовательная деятельность – познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов и театра;
  • творчество – деятельность детей в кружках и студиях при дошкольном учреждении, которая предполагает создание ребенком субъективно нового продукта в процессе творческой деятельности: придумывание сценической ситуации, мелодий песен, танцевальных движений, элементов костюмов персонажей сказок и т.д.

Для развития творческого потенциала и роста музыкальной культуры дошкольников в досуговой деятельности необходимо было создание следующих педагогических условий:

  • вариативное содержание продуктивной досуговой деятельности ребенка в соответствии с его склонностями и интересами;
  • модульная организация развивающей среды для разных видов продуктивной досуговой деятельности обеспечивает ребенку возможность самореализации, проявления творчества, позволяет занять позицию субъекта деятельности;
  • гибкая тактика руководства педагогическим процессом, когда педагог выступает как носитель опыта творческой деятельности, партнер по деятельности, обеспечивает освоение детьми позиции субъекта в досуговой деятельности, успешность развития творческого потенциала ребенка;
  • развитие познавательного интереса, освоение базовых умений детьми;
  • сотворчество педагога и ребенка в досуговой деятельности.

В основе организации детских праздников, развлечений, самообразования ребенка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса музыкально-досуговой деятельности, которые определили рост музыкальной культуры детей. Это принципы:

  • гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;
  • природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности:
  • детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;
  • интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств и видов музыкально-досуговой деятельности;
  • увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей;
  • дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;
  • сотрудничества "педагог – ребенок" – сотрудничество детей и педагога, демократичность их общения;
  • системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний, т.е. повторения и учения.

В результате педагогического исследования выявлено положительное влияние музыкально-досуговой деятельности на повышение роста музыкальной культуры детей. В процессе исследования было выдвинуто и подтверждено предположение: музыкально-досуговая деятельность, сочетающая в себе отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование и творчество – создает благоприятные условия для развития музыкальной и духовной культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей различных видов искусств. Данная технология призвана не только развивать музыкальные способности ребенка, но и всестороннее ему развиваться, получать возможность раскрыть свой потенциал в различных областях культуры и искусства, определить приоритеты в дальнейшей жизни.

Список литературы:

  1. Д.М.Генкин «Массовые праздники». М. 1975;
  2. Т.Н.Доронова, Е.Г.Доронова «развитие детей в театральной деятельности». М. 1997;
  3. К. Жигульский «Праздник и культура». М. Прогресс, 1985;
  4. М.Б.Зацепина. Дополнительное образование и развитие культуры дошкольника // Дошкольное образование: история, теория, практика. Сб. науч. Тр. М. РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002;
  5. Т. Барышникова «Здравствуй, праздник!. СПб. 1998;
  6. О.Л.Князева, М. Д. Маханева «приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб. Детство-Пресс, 1998;
  7. Т.С.Комарова «Дети в мире творчества». Кн. Для педагогов дошкольных учреждений. М. Мнемозина, 1995;
  8. Н.В.Крылова «Ребенок в пространстве культуры». М. 1994;
  9. А.И.Мазаев «Праздник как социально-художественное явление» М. 1978;
  10. М. Мид «Культура и мир детства». М. Наука, 1988;
  11. А.П.Усова «Русское народное творчество в детском саду». М. 1961

Меню