Музыкальное развитие детей 3-4 лет

Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру

Дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и  задача педагога развить музыкальные способности ребенка. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо ее использовать как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности для общения взрослого и ребенка, создает основу для  эмоционального контакта между ними.

Так как игра является верным спутником малышей,  то все виды музыкальной деятельности я стараюсь проводить в игровой форме. Это поддерживает интерес детей к музыкальным занятиям, активизирует их, доставляет удовольствие и радость. В соответствии ФГТ, в основной общеобразовательной программе дошкольного образования( образовательная область «музыка») для младшего дошкольного возраста, занятие, направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, певческих навыков, чувства ритма и выразительности движения. Маленькие дети любят играть везде: дома, во дворе и на занятиях.

Особую роль игре уделяем в начале учебного года. В период адаптации, при стрессовой ситуации необходимо помочь, вместе с воспитателем, новичкам привыкнуть к режиму детского сада. Установление положительного нервно- психического фона, приветливый, спокойный тон педагога, звучание инструмента, яркая игрушка, наглядные средства обучения, положительно влияют на ребенка, помогают малышам познакомится с миром музыки, принять его, творчески развиваться. Обязательно использую наглядные пособия на музыкальных занятиях у малышей, они необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка- это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось,наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Музыкальное развитие ребёнка 1, 2, 3 лет

Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку.

ЧТО И КАК СЛУШАТЬ? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства. Детская же психика отличается особой утонченностью. Поэтому родителям важно знать, какую музыку давать слушать ребенку, а какой следует избегать.

◈ Не включайте музыку громко (особенно перед сном)! Дети обычно сами регулируют степень громкости, наиболее комфортную для их восприятия. Если музыка играет слишком тихо, они добавят звук, если слишком громко — будут закрывать уши.

◈ Помните, что наушники вредны для детского слуха! Это может быть опасным для развития слухового аппарата ребенка. Также сильные звуковые вибрации травмируют нервную систему.

◈ Выбирайте мелодичные и легкие по звучанию ритмы. Нельзя нагружать слуховое восприятие ребенка сложными ударными партиями.

◈ Во все времена классическая музыка считалась лучшим музыкальным жанром для малышей. Пусть ваш кроха слушает Моцарта, Вивальди, Бетховена. Произведения этих композиторов благотворно влияют на психическое развитие детей.

◈ Дети хорошо воспринимают высокочастотные звуки, поэтому старайтесь избегать низкочастотных мелодий. Они негативно воздействуют на психику ребенка.

◈ Нельзя, чтобы музыка в доме звучала 24 часа в сутки. Малышам до трех лет рекомендуют слушать музыку не более одного часа в течение дня. Можно разбить это время: полчаса утром, полчаса после обеда (или по пятнадцать минут четыре раза).

◈ Утром слушайте бодрую, ритмичную музыку, во второй половине дня и ближе к вечеру — спокойную и умиротворяющую.

◈ Не спешите знакомить вашего меломана с тяжелым роком и трансовой музыкой. Не всякий взрослый готов к восприятию этих жанров, что говорить о нежной психике ребенка.

«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте малышу в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться. Возможно, ребенок не сразу поймет суть игры, покажите ему.

«Громко-тихо». Поставьте малышу его любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот. Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».

«Угадай звук». Хорошо, если у вас в доме найдется несколько музыкальных инструментов: гитара, барабан, ма- ракасы, гармошка. Предоставьте крохе возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть он познакомится на практике с их звучанием. Затем попросите малыша закрыть глаза и поиграйте на одном из них. Спросите: «Что это звучало?» Пусть малыш угадает. Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.

«Домашний оркестр». Из подручных средств можно сообразить оригинальный оркестр, который «урежет марш» не хуже камерного академического. Вам понадобятся: крышки от кастрюль, ложки (металлические и деревянные), пустые металлические банки (из-под кофе, например), закрытые емкости, наполненные водой, крупой, орехами или каштанами, шуршащая бумага, бусы, колокольчики, погремушки и т. д. Сначала изучайте отдельное звучание каждого «инструмента», после чего пробуйте соединять несколько и все вместе. Ловите ритм, в такт музыки притопывайте ногами, напевайте мелодию.

«Разные звуки». Возьмите металлическую ложку и пройдитесь с ней по дому. Пусть малыш «дегустирует» разное звучание: стучит ложкой по разным предметам и учится различать качество звука. Постучите по деревянной двери, крышке от кастрюли, по столу, батарее (только будьте осторожны с хрупкими предметами). Эта игра хорошо развивает слуховое восприятие ребенка.

«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка, когда он прослушивает новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?

Как развивать воображение ребёнка?

Научные исследования показали, что 70 % одаренных личностей не проявляют себя при прохождении стандартных тестов на интеллект. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы быть творческим. Если ваш малыш не может (и не хочет!) учиться читать, зато соорудил для вас примитивную полочку на кухне, пусть вас радуют, а не огорчают такие факты. Учите малыша решать разнообразные задачи новыми, нестандартными способами, поощряйте его оригинальность.

Что бы ни говорили о развитой детской фантазии, она не может состязаться с воображением взрослого человека. Воображение — одна из составляющих мыслительных процессов. А детское мышление проходит свои этапы и стадии формирования, оно еще не созрело. Поэтому воображение ребенка нужно развивать так же, как мышцы, как бы это примитивно ни звучало.

Что дает человеку воображение? Новые творческие идеи! Творчество немыслимо без воображения. Однако дети этого возраста многое делают по схеме, образцу. Вы замечали, что многие дети не любят, чтобы изменяли слова в любимой сказке, переставляли игрушки, клали одежду в другое место?

Такие требования не связаны с капризами. Они отражают психическую жизнь ребенка, где все должно быть обозначено, знакомо. Все новое их настораживает, им нужно время, чтобы проверить новый объект или событие на безопасность.

Задача взрослых — расширять границы мира ребенка, постепенно наполняя его новыми фактами, деталями и качествами. Дети — консерваторы, но они — лучшие ученики, которые легко перенимают опыт взрослых (как положительный, так и отрицательный).

❀ Учите детей отличать реальность от вымысла. Если ребенок все время пребывает в мире сказки и не умеет застегнуть пуговицы, со временем это может привести его к оторванности от реальной жизни.

❀ Воображение растет с общим психическим, интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому важно давать малышу как можно больше разнообразной информации о мире.

❀ Не просто рассказывайте ребенку о предметах и явлениях, вкладывая в его голову «теорию». Пусть он на практике, путем экспериментов (конечно, безопасных для здоровья) узнает о свойствах предметов. «Опыт — сын ошибок трудных». Пушкин, как всегда, прав.

❀ Не путайте анимизм детского мышления (когда дети представляют мир одухотворенным, живым) с воображением. Анимизм иссякнет примерно к десяти годам, а воображение — инструмент, которым мы можем пользоваться на протяжении всей жизни.

❀ Всегда идите от простого к сложному. Это касается выбора игрушек, игр, художественных произведений, приобретения различных навыков.

❀ Пусть ваш кроха вкусит радость творчества, пусть он почувствует себя изобретателем, художником, скульптором, танцором или садовником. Закрепляйте положительные результаты творческих поисков, отмечайте успехи, хвалите за нестандартные находки.

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. В традиционном представлении многих людей творчество — это занятия музыкой, живописью, скульптурой, сочинительством и т. п. Однако творчество выходит за рамки этих узких понятий. В принципе, вся жизнь является творческим процессом, и мы выбираем сценарии игры.

Творчество всегда нестандартно, оригинально, гибко. Нужно обладать смелостью, чтобы жить творчески. Ведь в творчестве есть свои «муки» и риски, не только радости и лавры признания. Творчество всегда несет новизну, спонтанность и неизвестность, поэтому дети не слишком спешат применять творческий подход к жизни. Однако есть один бесценный способ, который выводит детей в творческое состояние сознания, — это игра. Не важно, во что и чем играть, главное — играть и перевоплощаться.

В 3—4 года ваш кроха уже может посещать различные творческие кружки, художественные, танцевальные и музыкальные студии. Вы можете пробовать себя в нескольких направлениях, только не во всех сразу. Важно также начинать заниматься творчеством «для себя», для собственного удовольствия, а не ради успехов. Бывает и так, что малыш отказывается петь, рисовать, танцевать, лепить из пластилина. Это не значит, что он «неспособный» и далек от изящных искусств. Возможно, изящество он находит в сооружении песочных замков или в игре «дочки-матери».

Меню