Моторное развитие ребенка второго года жизни

Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

Ранний детский возраст (от 1 до 3 лет) требует особого внимания, поскольку является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными функциями ребенка: способностью самостоятельно ходить, общаться, манипулировать предметами.

Передвижение, ходьба, бег обеспечивают ребенку широкие возможности освоения пространства; взаимодействия с окружающими людьми, манипулирования с игрушками и другими предметами – большую ориентацию во внешнем мире. Речевое общение существенно облегчает приобретение малышом новых знаний и навыков. Предметная деятельность способствует развитию двигательной сферы ребенка, в особенности движений рук, а также мышления, зрительного, слухового и тактильного восприятия, навыков самообслуживания, игровой деятельности, конструирования.

В раннем дошкольном возрасте совершенствуется координация движения рук, в связи с чем значительно повышается самостоятельность маленького человечка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и пр. Начинает понимать, что правильно, а что – нет. Для того чтобы овладеть правильным способом действия с предметом, нужно остановить, подавить неправильный . К началу второго года ребенок уже подражает взрослому, воспроизводит внешний рисунок движения. Само действие еще не отделено от вещи, а как бы «вплетено» в ее свойства. Совершенствуются ходьба, лазание, малыш учится бегать, прыгать, выполнять под музыку несложные ритмические и танцевальные движения.

После первого года жизни развитие восприятия ребенка связано с все большим осмыслением увиденного и услышанного, с совершенствованием узнавания и дифференциации предметов, определением их сходства и отличительных свойств, величины и взаимоположения в пространстве. Совершенствование слухового восприятия позволяет сопоставить звуковые сигналы во времени, а затем и воспроизводить ритм и мелодию услышанного. К трем годам восприятие малыша начинает приближаться к восприятию взрослого человека. Появляется активный интерес к зрительному, слуховому и тактильному исследованию внешнего мира и самого себя.

Общение, как форма социальной активности – важнейший вид деятельности, существенно влияющий на развитиеличности и интеллекта маленького индивидуума. Потребность в общении определяется вниманием и интересом к другому человеку (взрослому или ребенку), эмоциональным отношением к нему, а также стремлением привлечь к себе его внимание . У детей второго года жизни формируется внимание и эмоциональная реакция при появлении посторонних лиц и только на третьем году появляется активное вызывание внимания взрослого на себя.

Эмоциональные реакции в 2-3 года быстротечны и непосредственны: малыш может внезапно заплакать, если на его глазах лопнул воздушный шарик или упала игрушка, но быстро успокоится, если ему предложат другой шарик или другую игрушку. Это объясняется особенностями сознания ребенка раннего возраста, его непосредственностью, единством восприятия и ответного действия: за каждым актом восприятия немедленно следует действие. Установление новых связей происходит методом проб и ошибок. К двум годам у ребенка сформированы звуки и жесты согласия и несогласия, появляются действия сопереживания, утешения. Он может повторять действия взрослых с бытовыми предметами, пробует помогать родителям в простейших работах.

 

Переход от пассивной (импрессивной) речи к активному (экспрессивному) речевому контакту происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Перестраивается не только общение с взрослым, но и все психические процессы ребенка – восприятие, внимание, память, мышление. Речь становится средством и способом мышления и осмысления окружающей обстановки и своего поведения.

Прежде чем использовать общепринятую речь, ребенок говорит на своем языке (эгоцентрическая речь), непонятном для окружающих, но необходимому ребенку для овладения своим речедвигательным аппаратом. В 1,5-3 года происходит постепенное замещение их понятными звуками и словами. Интенсивно накапливается словарь, значения слов становятся все более определенными. К концу 2-го года дети овладевают набором примерно из 100 слов. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Ребенок переходит от пассивного к активному увеличению словаря, начинает понимать, что каждая вещь должна как-то называться, и сам спрашивает у взрослых названия предметов.

Обращаем ваше внимание, что любые медицинские консультации, а также медицинские советы, данные на сайте, носят исключительно ознакомительный характер и не являются медицинскими рекомендациями. Помните, что самолечение может нанести существенный вред вашему здоровью, поэтому в любом случае за консультацией следует обратиться лично к врачу.

Болезни в первый год жизни

Все мы хотим видеть своих малышей здоровыми и веселыми, но, к сожалению, иногда дети болеют. И болеют даже самые маленькие – дети первого года жизни.  

Все мы хотим видеть своих малышей здоровыми и веселыми, но, к сожалению, иногда дети болеют. И болеют даже самые маленькие – дети первого года жизни.

На первом месяце жизни наиболее часто у малышей наблюдаются так называемые болезни адаптации – потеря первоначальной массы тела, желтуха, аллергический дерматит, изменения со стороны кишечника, почек и некоторые другие. Эти состояния часто не требуют лечения и проходят самостоятельно.

Не застрахованы новорожденные и дети постарше от инфекционных заболеваний, первыми признаками которых могут быть отказ от еды, беспокойство, расстройство сна. Наиболее часто среди инфекций встречаются острые респираторные заболевания. При этом у малыша могут отмечаться насморк, кашель, подъем температуры.

Второе место по частоте среди инфекционных заболеваний занимают инфекции мочевыводящих путей, такие как цистит – воспаление мочевого пузыря и пиелонефрит – воспаление чашечно-лоханочной системы почек. В данных случаях диагноз можно поставить только после тщательного обследования. При назначении адекватной терапии инфекционные заболевания чаще протекают остро, не оставляя следа и не оказывая негативного влияния на рост и развитие малыша в дальнейшем. А вот некоторые заболевания неинфекционной природы могут доставлять много неприятностей ребенку и его родителям в течение длительного времени.

Большой процент детей на первом году жизни страдают аллергическими заболеваниями. Этому способствует целый ряд особенностей организма ребенка – строение кожи, характер функционирования иммунной, гормональной и пищеварительной систем, вид вскармливания и другие факторы. Нельзя также не отметить и наследственную предрасположенность к аллергии. Характер аллергии на первом году, как правило, пищевой. Наиболее часто аллергические проявления появляются у ребенка в конце первого - начале второго месяца жизни. Это может быть аллергическая сыпь, участки шелушения, мокнущие участки. На волосистой части головы часто отмечается так называемая молочная корочка. Течение заболевания волнообразное: улучшение сменяется обострением. Учитывая то, что клиническая картина аллергии многообразна, необходимо помнить, что и лечение в каждом конкретном случае должно подбираться врачом индивидуально. Но в целом прогноз при аллергических заболеваниях у детей первого года жизни благоприятный. Со временем многие малыши просто “перерастают” аллергию.

Целый ряд заболеваний разного происхождения можно объединить в группу “дефицитогенных”. К ним относится прежде всего рахит. Это заболевание связанно с дефицитом витамина Д в организме ребенка. В норме витамин Д образуется в коже под влиянием ультрафиолета и необходим для правильного формирования костной ткани. При развитии рахита кости ребенка становятся мягкими, искривляются, нарушается рост и моторное развитие ребенка. Для профилактики рахита в период с ноября по апрель, когда в нашей полосе недостаточно солнца, всем детям назначают препараты, содержащие витамин Д. При недостатке железа в пище ребенка развиваются железодефицитные состояния, например, анемия. Железодефицитная анемия чаще развивается у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Связано это с тем, что железо, содержащееся в грудном молоке, усваивается лучше, чем то, что находится в заменителях молока.

Многих родителей беспокоят неврологические проблемы малыша – нарушение мышечного тонуса, повышение внутричерепного давления, замедление моторного развития. Коррекцию данных состояний должен проводить детский невропатолог.

Конечно, болезни первого года жизни не ограничиваются перечисленными. Поэтому очень важно, чтобы малыша с первых дней наблюдал врач-педиатр. Своевременный и квалифицированный совет во многих случаях может предотвратить развитие серьезных осложнений. Нельзя забывать и о том, что даже здоровый ребенок на первом году жизни обязательно должен пройти обследование – анализы крови и мочи, ультразвуковое обследование головного мозга, тазобедренных суставов, брюшной полости. И конечно, малыша регулярно должны осматривать специалисты – невропатолог, хирург-ортопед, отоларинголог, окулист. Консилиум врачей определит сроки вакцинации, массажа, лечебной гимнастики, начала закаливающих процедур и плавания. Не доверяйте советам непрофессионалов и не занимайтесь лечением по своему усмотрению, ведь в ваших руках самое дорогое – здоровье вашего малыша.

Революция в домашнем хозяйстве может защитить детей от астмы. Основными факторами, провоцирующими заболевание у тех, кто к нему предрасположен, врачи считают домашних животных, газовые плиты и сигаретный дым.

Ребенок простудился. Родители склонны винить в этом сквозняки, холодную погоду и недостаточно тщательно разогретое питание. Однако на самом деле чаще всего причиной тому инфекционные респираторные заболевания или, как их еще называют - ОРЗ.

Из поездок по странам мы привозим не только массу впечатлений об истории страны, ее культуре, памятниках и достопримечательностях, но и зарисовки «как  там живут».

Как только малыш научился ползать или ходить, он понял, что он может абсолютно всё. Он стал похож на папу и маму, он так же может помыть пол, вытащить бельё из стиральной машинки, пусть даже пока ещё грязное, протереть тряпочкой компьютер, забить гвоздик или накрасить губы.

Сегодня СМИ пестрят рекламой модных  и востребованных центров раннего развития  малышей уже с 1 года жизни. Методики отечественных и зарубежных педагогов, таких как Никитины, Зайцев, Монтессори обещают сказочные результаты.

Удивительно, что Советское правительство в далеком 1927 году еще не решив архиважных задач стоящих перед государством: индустриализация страны, создание колхозов и совхозов принимает решение строить планетарий.

Меню