В чем заключается роль игры в развитии ребенка

Роль игр в развитии речи

Основополагающим успешного обучения в школе является правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи  у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Игры, применяющиеся  при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры. Например, игры, которые используют на прогулке – при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Некоторые родители недооценивают роль  игры в развитии речи, особенно в младенческом возрасте ребенка. И это приводит к тому, что в дальнейшем дети не могут чётко изложить своё желание или мысль. А ведь процесс развития речи напрямую связан с интеллектуальным развитием ребенка. Если родители думают что «подрастет и сам научится», то они глубоко ошибаются. Ведь основы правильной речи и словарный запас не может формироваться самостоятельно.

На самом же деле процесс развития речи вплотную связано с развитием мозга, который протекает наиболее интенсивно в первые три года. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психоэмоциональное и интеллектуальное развитие будет с каждым годом отставать от нормы.

Исследования доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей. Таким образом, роль развития речи огромна и в ее основе лежит игра и общение ребенка с взрослым человеком.

Начиная с 1 года с малышами  можно заниматься с помощью звуковых игрушек. Спрятать игрушку за спину и издать ею звук – ребенок станет искать предмет, издающий звук. Это формирует сосредоточенность и активность. Такие примитивные  детские игры как сорока белобока и ладушки тоже подходят для развития мелкой моторики рук и речи.

И помните, что развитие речи идет непосредственно при живом общении. Радио или мультики по телевизору не стимулируют её развития. Поэтому заменять чем – либо общение  с взрослыми и развивающие игры не стоит.

После 3 лет роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком  можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Например, методом подбора  искать противоположные по смыслу слова - «глубокий – мелкий». Рассматривая картинки, попросить малыша рассказать о том, что нарисовано на ней, а потом придумать историю о тех персонажах, которые на ней изображены. После и на прогулке расспрашивайте ребенка – где он был, кого видел, что делал. Это формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. К таким можно отнести игру, в которой дети по очереди называют слова. Причем каждый последующий игрок называет слово на ту букву, на которую у предыдущего закончилось слово.

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

Предварительный просмотр:

своей педагогической деятельности определила воспитание звуковой культуры речи дошкольников в игровой деятельности посредством пальчиковых игр и упражнений.

 проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии. Философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Ведущим методом обучения является игра. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится

 обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.

        Целенаправленное обучение звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений

 обеспечить нужное количество звуковых повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию.

         Воспитание звуковой культуры речи дошкольников лучше проводить в форме пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов-драматизаций с игрушками, рассказов педагога с включением высказываний детей, наглядного материала, образцом педагога, игровых приемов.

Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг

       Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.

         Роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психических процессов и особенно звуковой культуры, играют формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции: речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет на развитие детской речи и исправление ее дефектов. Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию у ребенка правильного воспроизведения звука на слух, на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его звуковая культура речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и т.п. Большую роль в этом процессе играет эффективное

. Именно  активное и интенсивное общение с ребенком, особенно совместные игры, гарантирует успешное воспитание звуковой культуры речи.

      Успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, языковые нормы взрослых, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности.

      Разработано несколько видов пальчиковых игр и упражнений для воспитания звуковой культуры речи (Приложение 1):

         Перспективное планирование разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой), с опорой на методику О.С. Ушаковой.

Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи проводились в игровой форме, для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности.

 большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки,  резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаика, соленое цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, прещепки, наглядные картинки и т.п.), который использовался в различных видах деятельности, что также говорит о доступности данных упражнений и заданий.

       Целенаправленная педагогическая работа проводилась с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого учебного месяца.

Успешным условием воспитание звуковой культуры также явилось включение родителей дошкольников в этот процесс. Проводилось родительское собрание в 1 младшей группе  на тему: «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-3 лет», где была представлена программа с планированием заданий на учебный год. Родителям в индивидуальном порядке были представлены данные исследования уровня звуковой культуры речи первичной диагностики детей, с целью оказания помощи в данной педагогической работе.

 в том, чтобы способствовать повышению уровня звуковой культуры речи: контролировать речевое дыхание, темп речи, правильное произношение звуков и слов, развить мелкую моторику рук.

: «Как малышу произносить звуки», «Артикуляционная гимнастика для малышей», «Мастерская пальчиков» (1 младшая группа); «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Словесные игры», «Разговорчивые пальчики», «Для чего нужны пальчиковые игры и упражнения», «Гимнастика для пальчиков». Основным рабочим материалом для эффективности результата воспитания звуковой культуры речи предлагались задания, которые представлялись в форме игр и игровых упражнений, интересные для детей и доступные для объяснения родителям.

     Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые будут мной решаться на протяжении всей моей деятельности по направлению.

Меню