Можно ли некрещеному ребенку ходить в церковь

Как ходить в церковь?

Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив  правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как вести себя в храме

Прежде всего, вы должны все время помнить, что церковь – это дом Божий, и приходя в этот дом, вы должны вести себя уважительно:

Как часто нужно посещать церковь

Люди, стремящиеся к Богу и желающие посещать храм Божий, часто интересуются, а как часто ходить в церковь? Точный ответ вы вряд ли найдете, ведь церковь – это то место, куда вы идете по велению души, а не по повинности или обязанности. Часто верующие посещают церковь в выходные дни, так как возможность пообщаться с Богом для них необходима постоянно. Также в церковь ходят по большим церковным праздникам.

Вы можете ходить на исповедь и причащение для того, чтобы очистить свою душу, так часто, как сами посчитаете нужным. Тут нет точных рекомендаций, слушайте свое сердце, своего духовного наставника, и выбирайте, когда и как часто вам стоит посещать храм.

Почему храм называют церковью?

Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание избранных» — означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающий в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм так же называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово в переводе на церковно-славянский язык также переводится как «церковь».

Как часть следует посещать храм?

В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

Что надо делать перед входом в храм?

Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

Почему в храме надо стоять во время служб?

Христианин во время богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.

В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Выражая почтение начальнику, человек встает. Бог является Начальником всей жизни, все, что существует, создано Им. Отношение человека к Богу определяется  не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому, для выражения глубокого почтения к Богу, в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.

Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», — говорил московский святитель ХIX века Филарет (Дроздов).

Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?

Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает сою голову» (1 Кор. 11: 5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7 – 10). В настоящее время это правило благочестия распространяется на всех христианок. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

В условиях современного церковного бытия нет однозначного определения и отношения к правилам ритуальной нечистоты, происходящим из Ветхого Завета (см. Лев. гл. 15). Наиболее распространенной в настоящее время является практика, позволяющая женщинам в такие дни входить в храм или его притвор, но не допускающая до Причастия и других церковных Таинств. В случаях же тяжелой болезни и имеющейся смертельной опасности (согласно указанию Требника), такой человек не лишается Церковью Крещения и Причастия.

Святейший Патриарх Сербский Павел из изучения церковных правил, касающихся этой тематики, сделал вывод, что «месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина  во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как у участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии, или некрещенная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?     

Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до начала богослужения, а если не успели, после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молится, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Что делать, если ребенок в храме расплакался?

Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся. Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.

Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор. 9: 13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (см. Лев. 27:32; Втор. 12:6; 14:28; 18:1-5.

Молитвенное прошение человека к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести Ему в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные взносы. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет тем, кто в его время не понимал значения сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, — не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:33-34). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» (Фил. 4:16-17).

Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а так же на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Из государственного бюджета не выделяется средств на эти цели, так как церковь в нашей стране отделена от государства. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих.

Поскольку Господь предпочел обрядовому закону десятины, духовный закон жертвенной любви, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:7-8).

Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?        

Некрещенному можно подходить на помазание, если он проявляет искренний интерес к Церкви, церковной жизни, даже будучи некрещенным, а если он воспринимает помазание, как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет интереса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.

Меню