Гармоничное развитие ребенка в семье

Расширение кругозора

Когда говорят о развитии ребенка, чаще всего имеют в виду именно развитие его кругозора (объем полезных знаний). Расширение кругозора малыша – важная задача, главное, не забывать о гармоничном развитии ребенка.

2. Всему свое время.

Многие мамы интересуются, когда нужно учить ребенка самостоятельно кушать, когда начинать учить читать, когда записывать в хореографический кружок, когда отдавать замуж.

Процесс развития человека - это последовательность периодов (ступенек), когда он активно интересуется чем-то конкретным, а потом этот интерес проходит (говорят наигрался, перерос). Каждый такой период закладывает фундамент для дальнейшего развития личности.

Малыш НИКОГДА уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий период своего развития.

"ЕСЛИ ДЕТЯМ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ВНЕ РАМОК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СЕНСИТИВНОГО ПЕРИОДА, ТО ЕСТЬ ПОД ПРИНУЖДЕНИЕМ, ТО К РЕЗУЛЬТАТУ ОНИ ПРИХОДЯТ ПОЗЖЕ ИЛИ НЕ ПРИХОДЯТ СОВСЕМ." (М. Монтессори)

Например, многие малыши ближе к году начинают интересоваться символами и знаками, так почему бы их уже в этом возрасте не познакомить с буквами, цифрами, геометрическими фигурами? Для них это такие же предметы, как остальные игрушки.

Разумеется, не стоит ждать, что ребенок научится читать в этом возрасте. Хотя некоторые слова он будет узнавать по начертанию (так же, как он узнаёт, какое животное нарисовано на картинке в книжке).

Но если вы вдруг поняли, что благоприятный момент для начала обучения уже упущен, то не стоит сломя голову бросаться наверстывать упущенное. Следует понимать, что теперь времени и усилий потребуется гораздо больше. Но не на обучение, как вы, возможно, подумали, а на то, чтобы вновь заинтересовать ребенка! Научится он всему сам.

Насильно впихивать в ребенка знания, которые ему не интересны, во-первых, бесполезно (все равно забудутся), а во-вторых, вредно, так как убивают в нем желание учиться вообще.

Книга момента

Великий стратег стал великим именно потому, что понял: выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится - отказаться и от них.

Предварительный просмотр:

 Кто из нас не был ребенком? Кто не хотел скорее вырасти? Кто не возмущался  непониманием родителями? Кто не доказывал, что он уже большой своим папе и маме? Кто не отстаивал свое право на личное мнение? 

  Почему-то, когда мы сами становимся родителями, мы забываем, или частично помним, те моменты, когда от бессилия перед воспитательными методами отцов своих не хотелось жить. Такие сильные эмоции носят накопительный характер и суммируются постепенно, внезапно находя выход в виде нервных срывов и истерик. Вчера, допустим, у ребенка грубо отобрали поднятую с земли палку. Сегодня – резко прервали игру с любимым мишкой, усадив за стол. А завтра – не дав досмотреть мультфильм, получили протест в виде ручья слез, оглушительного крика и битья ногами по полу (я один раз даже наблюдала, вдобавок к этому, плевок четырехлетней девочки маме в лицо).

. Это вовсе не значит, что 3х месячный малыш взрослый только ростом мал. Я здесь о том, что желательно учить ребенка,

, личным примером. И, конечно же, учиться самому у него. Не должно удивлять, что у 2х-летнего можно чему-то научиться, сколько тут искренности чувств, исследовательского пыла, упорства в достижении желаемого и многого другого чего полезного, дефицитного для многих взрослых. Ведь учимся мы у своих друзей, учим их одновременно. Но, согласитесь, тяжело общаться с другом, который относится к нам не на равных. А если такое общение постоянно и необходимо, можно заработать себе не слабый невроз.

 Один из важных моментов здесь – не приписывать ребенку качества взрослого. Младенцы, например, не умеют манипулировать и делать что-то специально, дети 1-3х летнего возраста не умеют врать и строить интриги, придумывать что-то. Важно помнить, что ребенок живет эмоциями здесь и сейчас. Наше задача помочь приобрести самоконтроль и воспитать самосознание.

. Люди – не роботы, и кушать точно по расписанию, ложиться спать в одно и то же время и пр. не под силу никому.  Представьте ситуацию, читаете книгу, к вам подходят, забирают книгу, одевают и выводят на улицу гулять (кладут спать, моют, начинают кормить, суют в руки карандаши, что угодно). Не очень хорошо да? А что ребенку? Без меня, меня женили получается… Предоставляйте выбор!

 Здесь знать и учитывать, что очень маленькие дети не могут сделать выбор в силу слабо развитой нервной системы. Им хочется все сразу и побольше. Наша помощь им будет кстати, только в демократичной форме, с их разрешения. Можно иногда использовать прием выбор без выбора («Ты пойдешь кушать сейчас или когда закончится мультфильм?»).

. Этот пункт продолжение предыдущего по сути. Плюс еще свобода  в деятельности. Задача родителей обеспечить безопасность окружающего пространства, научить бытовым действиям. Очень важно

Роль семьи в развитии ребенкаДля всех

В последнее время в периодических изданиях и в Интернете появилось много статей о том, что такое развитие ребенка в семье. Главный вывод, который напрашивается после изучения всей этой информации, сводится к тому, что в хорошей семье будет хороший ребенок, а в плохой семье – плохой. Причем нет конкретного определения «хорошей» и «плохой» семьи. 

Википедия дает такое определение: «Семья – социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти… Какая была атмосфера в родительском доме, или, может быть, какое-то приятное событие, запомнившееся своей неповторимостью, а может быть, страх, который был вами пережит в связи с каким-то непонятным для вас происшествием… Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка, в большой степени влияет на становление маленького человека, как личности, именно  семейный микроклимат накладывает глубокий отпечаток на последующее развитие ребенка.

А как часто мы, родители, задумываемся о том, что влияет на внутрисемейный климат? Атмосфера в семье обусловлена взаимоотношениями всех членов семьи, проживающих совместно. И в то же время просто необходимо обращать внимание на степень родительского эмоционального участия в переживаниях детей, авторитетность родителей и степень их контроля за детьми.  Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. Любой малыш нуждается в эмоциональном тепле, но и оно не должно быть чрезмерным. Иначе ребенок может быть настолько привязан к родителям, что уже во взрослом возрасте он будет не способен начать жить самостоятельно.

Но в любой семье возникают трудности. Наверняка и каждый из вас сталкивался с определенными так называемыми кризисными моментами в жизни. Психологи утверждают (и я с ними согласна), что иногда трудности, которые могут сопровождать развитие ребенка в семье, могут быть отражением проблем, возникших внутри самой семьи. Это может быть признаком нарушения нормальных отношений для этой отдельно взятой семьи. В таком случае необходима помощь не только ребенку, но и всей его семье.

Опять же общаясь с другими родителями, имеющими детей одинакового возраста с моими мальчиками, я пришла к выводу, что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста не может себе представить другую семью, чем та, в которой он живет. Другими словами, у самого ребенка не может быть плохой или хорошей семьи, он живет в привычном для себя мире. И я, и, наверное, вы, встречали такие семьи, где на ребенка не обращают внимания, или, наоборот, заставляют его учиться с утра до вечера, или ребенок может страдать от физических наказаний. Каковы бы ни были внутрисемейные отношения, семья не является для ребенка и его восприятия чем-то травмирующим. Ребенок в такой семье не понимает, что его семья негативно воздействует на его развитие и воспринимает такие отношения как норму. Но от этого роль семьи в развитии ребенка не становится менее глобальной. Воспитание такими методами приводит к искажениям и проблемам в развитии ребенка.  

Особое внимание я хочу обратить на то, как оценивают родители своего ребенка. Чаще всего оценка ребенка происходит сама собой, родитель просто дает своему малышу характеристику, как положительную (аккуратный, умный, послушный), так и отрицательную (непоседливый, хитрый, медлительный). И даже такая «мелочь», как вскользь оброненное слово, может помешать гармоничному развитию ребенка. Если  малышу постоянно давать оценки, то это приводит к определенному видению себя, что может провоцировать определенные поступки (например, раз вы говорите, что я – плохой, то я таким и буду). Ребенок может привыкнуть к оценкам других, ему не нужно будет задумываться о своем внутреннем состоянии, заниматься осознанием своих эмоций, мыслей, влечений. В итоге может вырасти человек, не имеющий своей точки зрения, и зависящий от мнения других людей (я таких встречала, а вы?)

На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя. А каково развитие мальчика или девочки в неполной семье? Многочисленные исследования на эту тему в основном сводятся к тому, что жизнь ребенка в неполной семье отличается от жизни детей в полных семьях, что существенно влияет на особенности личного развития ребенка. Неполная семья зачастую сталкивается не только с материальными проблемами, но и с тем, что один родитель не может реализовывать две роли – матери и отца – одновременно. 

Неполные семьи возникают по-разному. Число женщин, рожающих ребенка «без мужа», повышается, заканчиваются разводом многие браки. В современном мире стало обычным явлением воспитание ребенка одним из родителей. Чаще всего неполная семья негативно влияет на развитие ребенка и формирование его личности.

Хочу привести немного статистики. По результатам долгосрочных исследований, которые проводились в Лейпцигском Университете, оказалось, что женщины, выросшие в неполных семьях, были в большей степени подвержены нервному истощению, сердечно-сосудистым заболеваниям, слабости. Мужчины из неполных семей более страдали от повышенной усталости и депрессии, а также испытывали чувство недоверия к окружающим людям и миру.

Есть мнение, что дети, которые выросли без отца, нередко имеют повышенный уровень тревожности, пониженный уровень притязаний, у таких детей невротические симптомы встречаются чаще, мальчики могут с трудом общаться со сверстниками, становиться драчливыми и грубыми. Ребенок может начать бунтовать против зависимости от матери, но может вырасти вялым и пассивным. А еще у детей из неполных семей чаще наблюдается нарушение самооценки.

И в то же время нельзя сказать однозначно, что семью надо сохранять «ради ребенка». Мне кажется, что для гармоничного развития личности ребенка важнее доброжелательная атмосфера в доме, чем наличие обоих родителей, которые постоянно ссорятся. 

Влияние семьи на развитие ребенка неоспоримо. Семья оказывает огромное воздействие на то, кем вырастет ваш малыш, каким будет его место в обществе. 

Меню