Все буде добре развитие речи у детей

Как воспитать ребенка по системе Монтессори

Автором популярной системы воспитания была итальянка Мария Монтессори. Еще сто лет назад по этой методике начали воспитывать детей с умственными отклонениями. Врачи были просто поражены, ведь за несколько лет дети с синдромом Дауна смогли догнать сверстников по развитию! Когда сторонники системы Монтессори привезли ноу-хау в бывший Советский Союз, идею такого воспитания детей сразу отклонили. Мол, это противоречило идеологии социализма. Сегодня в Украине уже существуют детские садики и подготовительные курсы для родителей, желающих обучать своих детей по этой системе. Кроме того, Джордж Клуни, Билл Клинтон и даже Билл Гейтс все детство провели в подобных садах, а базовые принципы Монтессори и сегодня используются для воспитания потомков Британской королевской семьи!

«Сейчас многие молодые мамы хотят подойти по-новому к процедуре воспитания своего ребенка, чтоб делать не так, как воспитывали нас с вами — забыть про советскую школу воспитания, когда все буквально из-под палки делается, – говорит Юлия Ульянова. – Никто не хочет жить прошлым. Многие считают, что старые методы воспитания не для нашего времени. И есть осадок: вот родители воспитали так, поэтому мы в жизни не достигли того, чего могли бы достичь. Монтессори — это сейчас нашумевший тренд в Европе и Америке. Даже бытует мнение, что воспитанные по такому принципу дети вырастают действительно успешными людьми, даже гениальными. А все объясняют тем, что принципы системы позволяют развивать в ребенке то, что традиционное воспитание угнетает или раскрывает в неполной степени – внутренний мир ребенка. Воспитание рассчитано на то, что малыш развивает себя сам, а родитель или воспитатель всего лишь является помощником, путеводителем во взрослый мир.

Воспитание по Монтессори – удовольствие не из дешевых. Если вы решились отдавать ребенка в специализированный детский садик, то в месяц специалисты по Монтессори могут запросить от 4 тысяч грн. А вот результаты могут быть сомнительными. Ваш ребенок может стать неконтролированным, апатичным или чрезмерно агрессивным. Ваш малыш просто не сможет найти общий язык со сверстниками и не сможет обучаться в обычной школе. Поэтому из системы Монтессори нужно брать только полезное.

Данная система рассчитана на детей от 2 лет. Это то время, когда у ребенка в разгаре сензитивные периоды. То есть когда мозг ребенка начинает развиваться и работать на обучение и восприятие информации. Есть, например, сензитивный период развития речи. Это возрастные рамки от 1 до 3 лет. Считается, что в этот период мозг работает на обучение речи. Так что получить навыки общения человеку легче всего именно в этом возрасте. Другой пример: сензитивный период восприятия порядка. Это то время, когда ребенку проще всего понять распорядок дня, порядок общения со взрослыми (уважительное отношение, вежливость), физический порядок (где и что должно лежать). Возраст 2-3 года – это время для периода восприятия порядка.

Собственно, все должно быть дано ребенку вовремя. Особенно важно питание крохи, введение прикорма. Педиатры рекомендуют начинать давать деткам пюре и соки с содержанием яблока. Так как именно в яблоке содержаться полезные и необходимые для здоровья малыша витамины. Затем постепенно расширять вкусы для сбалансированного пополнения витаминами и микроэлементами маленького растущего организма. Ежедневное меню годовалого ребенка должно обязательно включать разнообразные овощи и фрукты.

Именно воспитание по Монтессори помогает ребенку самостоятельно с ранних лет определить свои интересы, что в будущем, может стать в вашей семье палочкой-выручалочкой при выборе профессии ребенку.

«Все начинается с пространства, в котором развивается ребенок. У Марии Монтессори было уйма развивающих пособий, – говорит Юлия Ульянова. – Например, это были специальные кубики, на одно стороне которых был наждак, на другой – кожа, на третьей – просто дерево и так далее. Необычной конструкции и текстуры счеты и многое другое. Игрушек не было, потому что игру она считала тем, что мешает развитию ребенка. Скажу больше: сказки в системе Монтессори тоже запрещены. Негатив сказок в Монтессори объясняют тем, что сказка искажает понимание о мире, чем мешает развитию логики, интеллекта. В сказке все персонажи выдуманные, там много метафор, говорящих зверей».

По Монтессори все игровое окружение ребенка должно состоять из реальных вещей, которые расположены в строгом логическом порядке, по зонам. Согласно системе, вещи в рабочей комнате должны быть всегда доступны, чтоб сам ребенок мог понять, что ему интересно в этот момент.

Вещи должны быть расположены согласно 4 зонам: сензитивной, языковой, математической и пространственной. Согласно Монтессори, именно такое, казалось бы, простое разделение на зоны детской комнаты или комнаты для развития ребенка может предвидеть будущую профессию ребенка! Ведь опыт воспитания по Монтессори показывает, что ребенок чаще всего играется в одной зоне.

Первая зона – сензитивная. Это территория будущих художников и музыкантов. Тут ребенок может познакомиться с разными геометрическими формами, научиться различать предметы, материалы, из которых эти предметы сделаны. Здесь также есть несколько музыкальных инструментов. И в результате, если после знакомства с комнатой, он выберет сензитивный угол, то у ребенка изначально развито правое полушарие мозга, образное мышление и желание творить из базисных фигур.

Следующая зона – математическая. В этой зоне ребенок узнает все о цифрах, о математических действиях, таких как отнимание и добавление. Здесь могут лежать счеты, калькулятор, цифры, предметы одного объема, но разной массы. Это территория будущих деятелей науки, интеллектуалов, банкиров, финансистов.

Зона языковая: тут ребенок может ознакомиться с буквами, научиться составлять слова, писать. То есть ребенок больше нацелен на вербальное самовыражение. Кладите сюда ручки, карандаши, буковки. Эта зона соответствует гуманитарным профессиям, таким как: учитель, философ, переводчик, возможно — политик.

И последняя называется достаточно забавно – пространственная зона. Тут много картинок, книг – системные знания. То есть не просто частичка чего-то большого. А в эту зону кладут глобусы, атласы, азбуки (не просто кубики с буквами, а систематизированную азбуку). Тут играются наши будущие доктора, географы, биологи.

Согласно Монтессори, наш ребенок максимально независим и самостоятелен, родители должны этому способствовать. Да, для ребенка нет ничего запретного! Например, хочется малышу в 6 утра играться в квартире с мячом – пожалуйста, компьютерные игры – сколько влезет. Главное — не ограничивать и не запрещать, потому что в данный момент дитя инстинктивно нацелено на развитие того навыка, который провоцирует именно это желание — будь то баловство в 6 утра или пение под луной.

Это основа независимого воспитания, когда ребенок должен сам понимать, что хорошо, а что плохо. Без родительских запретов. Согласно Монтессори ребенок не будет садиться на голову, потому что он пребывает в так называемом периоде восприятия порядка (это возраст от 2 до 5 лет) и видит, что родители так не делают.

Если понимать эту норму, как вседозволенность, то ребенок сядет на голову и вырастет далеко не примерным членом общества. Он будет эгоистичен. Если при этом в семье больше одного ребенка и воспитываются они по такой трактовке этого принципа Монтессори, то ничем хорошим это не закончится. Будет просто война. Нужно понимать, что когда ребенок устраивает истерику в магазине, то покупать желаемую игрушку – это не выход. «Лично я против такого пункта в системе Монтессори, – говорит Юлия Ульянова. – Так как из практики могу сказать с уверенностью: вот отсюда может исходить курение, ранний алкоголизм. Например, если родитель курит. Ребенок захочет повторить, а вы не сможете отговорить его до тех пор, пока он вас об этом сам не попросит…»

Эта норма может быть введена в воспитание ребенка в некоторой степени, то есть если не позволять ребенку все, но не запрещать ребенку интересоваться. Например, мы не запрещаем ребенку брать нож в руки, если он к нему тянется. Мы следим, чтоб он не поранился. Но для ребенка важно иметь знания о предмете. Например, это нож. Он создан для того, чтобы мы могли измельчить продукты питания. Ножи бывают разные. Показываем ребенку и рассказываем. Также делаем акцент, если это нож, то он может быть опасным, им легко порезаться и будет кровь, будет больно!

Основа Монтессори-воспитания – это когда ребенок сам должен оценить свою работу. Задача родителя – помочь ему в этом. Например, ребенок рисует на обоях в квартире. Ребенку кажется, что он делает это красиво, что вы его похвалите, что наконец-то стены будут не скучными и белыми! А вы сразу в крик. Ваша задача – поговорить с ребенком, объяснить доходчиво. Что рисовать можно только на бумаге. Согласно воспитанию по Монтессори, ребенок вскоре и без ваших вопросов будет понимать, что рисовать на стенах – плохо.

Ведь когда мы ругаем ребенка, мы угнетаем его психику. Соответственно, сензитивный период сократится или будет проведен с меньшей пользой. Кстати, одно из правил для родителей или преподавателей, которые воспитывают ребенка в данной системе — говорить шепотом. «Например, я как мама никогда не поднимаю голос на ребенка, всегда говорю с ним спокойным и уравновешенным тоном, – говорит Юлия Ульянова. – С точки зрения психологии, это улучшает усвоение информации. Ведь когда родитель кричит на малыша, срабатывает обратный эффект: «Нельзя, говоришь? А я возьму и сделаю». Так что я скажу, что это очень даже полезно для детской психики – не ругать, а объяснять».

Ребенок помыл посуду, ничего не разбил. Ваша задача – принять работу. А ребенок должен самостоятельно осознать, что он сделал это хорошо. Именно такая схема мышления является уникальной для этого метода воспитания, и она помогает по максимуму задействовать левое полушарие мозга ребенка, которое отвечает за логику и аргументацию действий. Как нам отказаться от похвалы? Очень просто. Мы не говорим, что ребенок умница, молодец. Мы не хвалим и не угнетаем желание ребенка познавать. То есть мы не должны оценивать его, как человека. Молодец — это оценка человека, абстрактное понятие о том, что ребенок в чем-то хорош. Но про результат действия ребенка это по сути ничего не говорит. Когда мы хвалим так, как привыкли, дитя делает все ради похвалы. Нужно говорить ему, что у него здорово получилось, что он сделал правильный выбор. Еще лучше (если ребенок спрашивает ваше мнение) сравнивать сегодняшний результат с прошлым: «Знаешь, в этот раз получилось еще красивее, чем ты сделал вчера». Большая проблема современного образования – это когда идет погоня за родительской, учительской похвалой или за оценкой. А реальные навыки, умения и знания оценить так невозможно.

Главное — не говорить ребенку, что он что-то не так сделал, что у него все криво или косо. Важен момент осознания, что он может сделать лучше. Ребенок должен сам сказать, почему эта буква красивее. После осознания, буквы будут лучше. Критика – это все равно, что ругать ребенка.

Меню