Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

Копирование любой информации сайта разрешается при условии, указания обязательной ссылки на данный сайт, в противном случае копирование любой информации, без явного согласия с администратором сайта запрещено.

Популярные статьи

Психологию ребенка раннего возраста можно сравнить с тонкой материей, которую очень легко разрушить. На данном этапе дети обладают так называемой пластилиновой психикой, любое событие воспринимается ими как наиважнейшее. Именно поэтому так важно какие люди окружают ребенка, в какой обстановке он находится изо дня в день. И если, круг общения имеет, хотя бы долю негатива, это обязательно скажется на последующем психическом развитии.

Например, если в доме постоянные скандалы и неприкрытая злоба – ребенок замыкается или напротив - растет эдаким агрессором. Не забывайте, малыши данной возрастной группы очень стремительно развиваются как психически, так и физически. Вся информация, полученная ими в период от рождения до шести лет, является жизненной основой для развития индивидуальности в целом.

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.

На данном этапе происходит не менее важное физическое развитие, ребенок обретает уверенность движений и учится новому. Речь становится понятной и более выразительной, ребенок уже в состоянии объяснить вам чему он радуется или удивляется. Немаловажно то, что он может сказать, где у него болит. Нервные дети к трем годам - обыкновенно становятся более спокойными и веселыми, это обусловлено совершенствованием клеток мозга и проходящих через них нервных импульсов.

Специалисты сходятся во мнении, что дети данной возрастной категории наиболее открыты для социального общения и приобретения собственного «большого - Я». Поэтому дети от трех лет с радостью и без лишних капризов начинают посещать дошкольные учреждения и отрываются от мамы, нежели дети более младшего возраста.

Также в этот период прививается такое понятие как обязанности. Ребенок начинает понимать, что у него тоже существуют обязанности и определенные дела. Важно не упустить этот момент и постараться его максимально использовать для развития ответственности за свои поступки.

Длительность игры

Чем меньше ребенок, тем короче его игра. Например, дети трех лет неспособны играть более 20 минут, не переключаясь на что нибудь другое. У детей постарше время на игру измеряется часами. Это обусловлено развитием мозга и прослеживанием причинно следственных связей в игре. Порой, найдя интересный сюжет, старшие дошкольники могут играть - дни наполет.

Содержание игры

В зависимости от сюжета можно понаблюдать за содержанием игры. Так например, младшие дети из раза в раз пытаются повторить какое либо действие взрослого, используя различные предметы.

Например, они варят несуществующую кашу, ей же кормят кукол и затем моют воображаемо грязную посуду. Причем если пытаться разубедить ребенка в том или ином действии вы натолкнетесь на стену непонимания: « Ну как же мама, ведь они такие голодные!» Часто, в данной возрастной категории дети не способны планировать игру – они исходят из того, что попадется под руку, будь то кукла или машинка, которую срочно нужно поставить в гараж.

Дети в старшей дошкольной категории уже более осознанно принимают на себя роль начальника и подчиненного, тем самым способствуя мысленному развитию отношений между людьми. От того каким именно примером будет пользоваться ребенок для построения игры, зависит дальнейшее развитие лидерских качеств.

Игры - соревнования

Такие игры просто незаменимы для детей, так как они развивают дух лидерства и упорство. Пожалуй, самым приятным моментом соревнований становится приз или награда. Таким образом, ребенок начинает осознавать и прослеживать путь от мотивации к достижению успеха. Соревнуясь, дети выделяют в себе те или иные качества и навыки.

Изобразительное искусство (рисование)

Безусловно, среди всех игр, которые занимают ребенка - любимейшим является рисование. Рисуя, ребенок раскрывает свой внутренний мир, доверяя бумаге все свои ощущения как негативные, так и позитивные. Характер рисунка напрямую отражает все эмоции, переживания и события, которые произошли с малышом в ближайшее время. Также по рисунку можно понять физическое состояние ребенка – болезнь или напротив неуемную энергию. Неоднократно замечено, что рисунки, которые были выполнены больными детьми, очень сильно отличаются от тех, которые рисовали здоровые дети.

Развитие личности дошкольника

Они начинают понимать, что такое нравственные понятия и нормы, стараясь руководствоваться ими в общении, ощущениях. Дети пытаются вести себя правильно, тем самым формируя моральные устои и представления об окружающем их обществе.

Близкие люди

Для дошкольника, равно как и для младенца, очень важную роль в развитии и формировании личности играет самый близкий человек на свете – мама. От того как она общается с малышом зависит последующее развитие и формирование определенного поведения и личностных качеств. И если мать одобряет и поощряет ребенка, малыш чувствует дополнительный мощный стимул к стремлению развиваться и достигать поставленных целей.

Также немаловажным моментом для ребенка является то, как его оценивают близкие люди – родственники, друзья. Постарайтесь оградить ребенка от того человека, который негативно влияет на психику и развитие ребенка. Такие люди, не понимая, какой урон они наносят психике ребенка, начинают подсмеиваться над ним или как бы в шутку обзываться. Не каждый взрослый это выдержит, ну а ребенок может надолго замкнуться в себе.

Личностная и нравственная саморегуляция

Она наступает в старшем дошкольном возрасте и подразумевает собой не только развитие определенного интеллекта, но и самостоятельного управления своими социальными поступками. Проще говоря, у ребенка прочно приживаются нравственные нормы, они становятся привычными, что дает ребенку возможность сформировать собственный взгляд на жизнь и в последующем его придерживаться.

Меню