Методы развития ребенка после года

18-24 месяца: развиваем воображение

После полутора лет ребенок начинает моделировать ситуации – то есть он уже не просто катает машинку, а представляет, что это за машинка, куда и зачем она едет. Это знаменует развитие у ребенка таких замечательных качеств, как воображение и память. Еще именно на этот период приходится новый виток в развитии коммуникативных навыков – малыш учится сотрудничать с взрослыми и другими детьми. Если раньше он просто подражал вам, то сейчас он может стать полноценным участником какого-либо несложного процесса (уборки в комнате, прополки в саду).

30-36 месяцев: маленький творец

Ближе к трем годам у многих детей начинается “эпоха тысячи почему” – они начинают донимать родителей вопросами. Приготовьтесь к тому, что вам придется доходчиво рассказать ему обо всем на свете, и не думайте врать или “отговариваться”: дети очень хорошо умеют ловить взрослых на противоречиях! Вообще, ребенок кажется совсем самостоятельным: сам кушает, моет руки, одевается, сам играет, рассматривает книги, коммуницирует с людьми. Большинство детей уже воспринимают себя как отдельную личность, обладающую определенными качествами, и проявляют уже некоторую склонность к самоанализу. Тем не менее, малышу все еще очень нужна ваша поддержка. Сейчас он, возможно, столкнется с новой проблемой: детские страхи и ночные кошмары. Это закономерный психологический процесс, заключающийся в том, что некоторые образы, знакомые ему по сказкам, мультикам и фильмам, получают “наполнение” в виде его собственных подсознательных страхов. Тем не менее, очень важно, чтобы ребенок научился отделять вымысел от реальности и управлять своими эмоциями, не поддаваться панике. В этом как раз ему и смогут помочь родители.

Но ночные страхи – лишь одна сторона активно развивающегося воображения малыша. Другая вовсе не столь мрачна, даже наоборот: ваш ребенок становится настоящим творцом! Постепенно он научается облекать мысли и образы в относительно законченную форму – и вот его рисунки становятся уже не столь бессмысленными, а в один прекасный день он рассказывает вам сказку, которую сочинил сам!

ОБЛАКО МЕТОК

«Нельзя» для мам!!! Никогда не ругайте ребенка за то, что он делает что-то неправильно,  за то,что он что-то пролил, уронил. Не вмешивайтесь, не делайте за ребенка его работу.Не перегружайте малыша. Как только видите, что он устал — переключайте внимание. Пусть отдохнет. Всегда относитесь с уважением к ребенку и его желаниям. Ему важно, что его считают полноправным членом семьи, что считаются с его мнением. В интеренете ходит такая история, я уже и не вспомню, кто автор, но она очень важна и поучительна (думаю, многие её знают): «Пришла семья в ресторан.  Официантка приняла заказы у родителей и обратилась к ребенку: «А ты что будешь?» — на что тот ответил: «Мне, пожалуйста, картошку фри». Мама сразу всполошилась и сказала:»Нет, принесите ему салат». Реакция официантки была неожиданной, она опять обратилась к мальчику: «Вам картошку с кетчупом или соусом?». Затем она принесла заказ мальчика. И знаете, что он сказал? Он сказал родителям «Представляете, она подумала, что я настоящий!!!» Не будем спорить на счет полезности картошки и правильного питания мамы. Задумайтесь о том, что сказал мальчик! Он-настоящий! Это применимо и к нашим занятиям. Уважайте ребенка и относитесь, как ко взрослому.

 1. Прищепки и фигурки. Предложите малышу прищепки и различные предметы, на которые их можно прицепить, например, кружочки бумаги, ведерко, ткань, веревочка. Из прищепок можно соорудить цветок, солнце, человечка. Можно развешивать платочки на веревку с помощью прищепок.

Режем ножницами.  Покажите малышу, как правильно резать ножницами. Не бойтесь. Сейчас есть специальные пластмассовые ножницы, которые отлично режут бумагу, а малыш не поранится. Можно просто вырезать фигурки, а можно сделать картинки с линиями отреза.

Бассейн для пальчиков. Возьмите ведерко и насыпьте в него любую крупу (пшено, рис, гречку). Потом всыпьте туда фасоль или какие-нибудь мелкие игрушки. Пусть малыш запускает ручку в ведерко и ищет предметы.  Если ребенок старше 2,5-3 лет, можно предложить ему угадывать по очертаниям и ощущениям предмет.

Размешай ложкой. Дайте ребенку стакан с теплой водой и пусть он пробует размешивать сахар, соль, пищевые красители.  Можно, чтобы он сам сначала пробовал положить ложкой сахар из баночки в стакан, а потом перемешать. Очень хорошо тренирует мелкую моторику и учит необходимым навыкам.

Найди крышку. Предложите малышу несколько бутылок и крышек от них, различных по диаметру. Пусть подберет нужную крышку.

6.  Мешочек. В мешочек кладем предметы, хорошо знакомы ребенку. Он должен, не вытаскивая предмет из него, определить — что это. Для более старших детишек, которые знают буквы, можно помещать карточки с выпуклыми или нашитыми шершавыми буквами, пусть «читают» пальчиками.

Золушка. В миске перемешайте манку и рис, предложите ребенку выбирать рисинки. Когда он поймет, что это сложно и трудоемко, предложите ему сито. Пусть он теперь просеивает смесь: манка будет уходить, а рис останется!

Бусинки и пинцет. Предложите малышу разложить цветные бусинки из миски пинцетом по коробочкам. Если для ребенка пока это задание очень сложное, можно раскладывать не бусинки, а, например, разкрашенный поролон, его проще зацепить.

Пишем на песке/крупе. Нужен лоточек с песком или мелкой крупой (типа манки). Предложите малышку порисовать пальчиком на песочке. Можно усложнить — предлагать рисовать определенные фигуры или буквы. Даже тот ребенок, который не знает букв, с удовольствием будет вырисовывать их на песочке. Можно рисовать не только пальчиком, но и палочками.

10. Еще одна разновидность игр с песком. Ребенок получает мисочку с песочком, бисером или крупой. Он должен заполнить материалом предложенный рисунок или выложить дорожки. Для этого можно взять любую раскраску или нарисовать дорожки самой.

На сегодня все))) Я рассказала вам о  способах развития мелкой моторики и про игры, развивающие мелкую моторику. Продолжение следует…

Оценка физического развития детей старше года

Среди адресованных педиатру вопросов часто встречаются просьбы оценить рост и массу тела ребенка. Это понятно – ведь темпы развития малыша в той или иной степени отражают его состояние здоровья. Потому нас столь волнуют параметры физического развития наших детей, их гармоничность и соответствие возрастной норме.

Представим, что сто 5-летних мальчиков выстроили в шеренгу по росту – от самого маленького до самого высокого. Первые трое будут восприниматься со стороны как очень маленькие по сравнению со сверстниками, 4-10 ребят – как низкого роста, 11-24 – будут квалифицироваться как дети с ростом ниже среднего. Мальчики, занимающие 25-75 места в этой шеренге, покажутся нам среднего роста. Те, что стоят на 76-90 позициях, будут восприниматься как выше среднего, на 91-97 местах – как высокие. Последние трое представятся со стороны очень высокими.

Если записать средний рост этих мальчиков в названных выше группах, получим простейшую центильную таблицу роста для пяти лет. Промежутки между семью цифрами в ней называются «коридорами». Если рост вашего ребенка попадает в четвертый-пятый коридоры (25-75-я центили), его расценивают как средний, в шестой – как выше среднего, в седьмой – как высокий.

Аналогично проводится оценка массы тела и окружности груди детей определенного возраста. Идеально, когда все показатели физического развития детей находятся в одних и тех же коридорах или расположены близко. Тогда физическое развитие ребенка считается гармоничным.

При оценке физического развития детей педиатр устанавливает соответствие реального возраста ребенка уровню его биологического развития. Если рост, масса и окружность груди расположены в пределах 25-75 центилей или не сильно отличаются от них, календарный возраст признается соответствующим биологическому. При резком отставании реальных параметров от средневозрастных норм говорят о задержке физического развития (ретардации). В случае значительного опережения средневозрастной нормы делается вывод об акселерации биологического развития ребенка.

Пользоваться центильными таблицами несложно, но они не всегда оказываются под рукой даже у профессионалов-медиков, что же говорить о родителях. Для простейшей оценки основных параметров физического развития ребенка можно использовать простые формулы.

Существуют разные формулы, позволяющие рассчитать долженствующий рост ребенка старше 1 года. В одних отсчет идет от 75 см (примерный рост в один год), в других – от 100 см.

100 см – это ориентировочный рост в четыре года. От года до этого возраста ребенок обычно прибавляет не менее 8 см ежегодно, после 4 лет – не менее 6 см ежегодно. Математически сказанное выражается формулами:

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Вопрос о необходимости приема витаминов всегда стоит остро. Ряд педиатров, да и родителей тоже, считают, что «пичкать» детей искусственными таблетками не стоит, всегда ведь есть под рукой морковь и яблоки. Другие специалисты считают, что курсы поливитаминных препаратов дважды в год, например, осенью и весной, помогают укрепить иммунитет и профилактируют дефицит необходимых для здоровья и развития веществ. Давайте разбираться, кто прав.

Игры по методике Марии Монтессори для детей от 1 года до 2,5 лет.

Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

-  почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

- дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике.  Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все « почти как по-настоящему »! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со « взрослыми » предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Пересыпаем ложкой.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти  ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Меню