Методы развития мышления у детей

Упражнениена развитие мышления «Древо мудрости»

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления «Ключ к неизвестному»

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2.Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.

Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.

Предварительный просмотр:

Дошкольный период развития ребенка - период интеллектуального становления основных психических процессов, обеспечивающих ребенку полноценное ознакомление с окружающим миром. Ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами, учится говорить, думать, воспринимать, усваивает определенные правила, делает первые попытки управлять своим поведением. Все это предполагает наличие развитой памяти и элементов логического мышления. Для успешного освоения школьной программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Что же включает в себя понятие "логическое мышление"? Это умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы. Способность классифицировать. Обобщать и думать самостоятельно также являются неотъемлемыми признаками логического мышления.

Разделение предметов по группам – общая классификация (сначала вводится две группы, например, фрукты и овощи, затем добавляются другие - посуда, транспорт, одежду и так далее).

Составление целого из частей. Ребенку предлагается собрать разрезанную геометрическую фигуру. Для начала это может быть картонный квадрат. Он режется на 2, 3, 4 и более неравных частей (методика Б.П. Никитина). Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Магазинные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.

Дети 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер. Дети в этом возрасте переходят к образному восприятию, начинают решать логические задачи в виде картинок или схем-рисунков.

Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).

Повтор чередования или ритма. Ребенку предлагается продолжить в определенном порядке последовательность предметов, имеющих различные признаки (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). После выполнения этих заданий, переходят к более сложному варианту - какой фигуры не достает в ряду (начинают с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).

Загадки. Они хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки для вас).

Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.

Добавь нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий –... (низкий). Предлагайте указать место жительства: собака – будка, птичка – гнездо, медведь –... (берлога) или род деятельности: учитель – учит, врач – лечит, повар –... (готовит).

Заполнение различных таблиц. Первые таблицы на 9 ячеек, заполняются фигурами в определенном порядке. Перед ребенком ставятся различные задачи, например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки. Они способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Для детей независимо от их возраста важно не торопиться, проходить с ребенком все три этапа развития мышления. Когда малыш уже хорошо ориентируется в решении разнообразных логических заданий одного уровня, постепенно переходите к следующему (от предметов – к картинкам, а от картинок – к устным задачкам).

Практически все логические задания решаются следующим образом: ребенок анализирует ситуацию, делает определенные выводы, приходит к логическому заключению. Чтобы научить ребенка такой последовательности мышления, желательно первое время озвучивать ему ход своих мыслей. Например: «Нам нужно найти, что здесь лишнее. Посмотри на картинки, что у них общего? Чашка – это посуда, тарелка – тоже посуда и ложка – посуда, а вот юбка – не посуда! Это одежда. Она лишняя, поэтому ее уберем!»

Осваивая логические операции, ребенок становится более внимательным, учится мыслить ясно и четко. В нужный момент он сможет сконцентрироваться на сути проблемы и аргументировано убедить других в своей правоте. А процесс учебы в школе будет приносить ему уверенность в своих силах и удовлетворение.

Корпоративные тренинги на развитие мышления

Требуется за 30 секунд поставить задачу другому человеку по телефону. Человек, получивший сообщение, имеет в распоряжении 5 минут на обдумывание всех нюансов поставленной задачи и должен поставить ту же самую задачу следующему работнику. Через 3-4 звена задача возвращается к первому, поставившему её. Сравниваются оба варианта.

Цель тренинга — научить сотрудников правильно, четко и конкретно ставить задачи, научить переформулировать полученную задачу, с той целью, чтобы передать её своими словами. Цель тренинга - проверка внутриофисной коммуникации, и степени искажения информации при её передаче от руководства персоналу нижнего звена.

Например, как можно использовать газету (известно более 23 вариантов, различающихся достаточно сильно. Например, поджечь, скрутить и использовать для битья насекомых, читать, использовать как веер, применить в качестве упаковки (обёртки), и т.д.)

Цель тренинга — развитие креативного мышления. Помогает при поиске нестандартных способов выхода из кризисных ситуаций или при принятии решений о диверсификации производства (торговли, сферы услуг)

Цель тренинга - развитие творческого мышления, расширение сферы интересов сотрудников, в области непосредственно не связанные с их профессиональными обязанностями. Если тренинг проводится в течении нескольких дней, то есть возможность заодно проверить способность работников к осуществлению информации с применением всех возможных средств (кроме интернета существует ещё как минимум 5 сфер, где можно раздобыть информацию).

Произвести выбор из нескольких (6) вариантов когда для каждого из вариантов не раскрыты некоторые критерии, влияющие на обоснованность выбора. Цель тренинга — выявление сотрудников, способных принимать интуитивные решения, которые затем оказываются верными. В случае кризиса или цейтнота, Вы сможете попросить совета у этих сотрудников, и проанализировав полученную информацию, принимать более правильные решения.

Сядь на моё место, и докажи обратное. Тренинг проводится следующим образом. Начальник вызывает к себе своих непосредственных подчинённых и говорит о том, что он принимает определённое решение. Каждому из присутствующих предлагается обосновать противоположное решение, то есть доказать, что этого делать не надо.  В том момент, когда эти аргументы будут излагаться, приглашаются сотрудники следующего по иерархии звена, то есть подчиненные подчинённых. Они не слышали выступления начальника, но должны возразить своим непосредственным начальникам, то есть, также аргументировать противоположную точку зрения (доказать, почему то, что предлагается, делать не нужно). Когда они будут приводить свои аргументы, можно впустить сотрудников следующего звена, или, если таковых нет, придложить всем присутствующим, выдвигать (после окончания выступления) свои контраргументы.

Цель этого корпоративного тренинга - развить креативное мышление, научить сотрудников не бояться возражать начальству, доказывать свою точку зрения (а ведь она отличается от всех, по крайней мере потому, что они видят ситуацию со своей колокольни), креативно мыслить.

Меню