Методики раннего развития детей плюсы и минусы

Раннее развитие детей: плюсы и минусы

О раннем развитии многие родители узнают задолго до рождения малыша. Услышав о пятилетках, цитирующих Шекспира, семимесячных младенцах, складывающих «мама» из кубиков Зайцева, бойко читающих сказки и щелкающих, как орешки, арифметические задачки, папы и мамы загораются мечтой - вырастить гения. Но нужно ли самому ребенку читать в два года, знать породы собак и марки автомобилей? Не травмирует ли такая спешка нежную психику маленького человечка? Обо всем – по порядку.

Сторонники  раннего развития утверждают, что в жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период – от рождения до трех лет, когда детский мозг «запрограммирован» на интенсивное обучение. И если упустить момент и не объяснить ребенку, скажем, кто такой первый президент Украины, то потом придется потратить на это уйму времени и сил. Иными словами, годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего, а шестимесячного легче, чем годовалого.

Все методики можно условно поделить на три группы: физическое воспитание; обучение чтению, счету, получению энциклопедических знаний; знакомству с рисованием, природой, музыкой.

Никитины показали, как можно учиться, «играя». Их игры – «уникуб», «кубики для всех», «сложи квадрат» - рассчитаны на сотрудничество детей и родителей. Каждая игра - набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика, деталей из конструктора-механика. Они вариативные, многоуровневые.

Ранний эмоциональный контакт, когда родители стараются понимать своего кроху и вести с ним активный диалог, - это и есть самое эффективное развивающее занятие из всех возможных.

Этот автор выпустил нашумевшую книгу под названием «После трех уже поздно». Утверждает, что «нет отсталых детей - все зависит от метода обучения». Автор предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться, чему угодно. Играючи могут усвоить в 2-3 года то, что в дальнейшем им будет даваться с большим трудом. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максимуму.

Ребенок самостоятельно  изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребенок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Это может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет. Для сенсорных впечатлений (через сенсорные рецепторы осуществляется развитие) Монтесорри предлагает окружить малыша огромным количеством предметов: мелкие бусинки, крупные кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, переливание и пересыпания сыпучих предметов, жидкости в самых разнообразных вариантах.

Через сенсорные рецепторы осуществляется развитие, поэтому окружите малыша огромным количеством предметов: бусинки, кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, переливание и пересыпания сыпучих предметов, жидкости.

Глен Доман утверждает, что ребенок может запросто освоить математику и чтение, овладеть энциклопедическими знаниями. Причем,  чем он младше, тем легче ему заучивать. Начинать следует до года. В качестве наглядности Доман предложил использовать белые карточки, на которых крупным шрифтом красного цвета изображены цифры, слова, картинки. Учитель или мама демонстрирует карточку, называет, что там изображено, затем ребенок заучивает.

Основные идеи запечатлены в ее книге «Поверь в свое дитя». Сесиль Лупан читает, что счет лежит в основе всех вычислений, поэтому ему нужно обучать в первую очередь. Она рекомендует считать все. «Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру». Речь по представлениям Лупан начинает развиваться с рождения. Она считает, что общение еще до рождения стимулирует ее развитие. Лупан предлагает мамам проговаривать все свои действия.

Предпочтение отдается занятиям в группе. Изучение чтения построено на принципе «складов» - пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Обучение математике  - это комбинация таблиц, наглядно показывающая «значение» числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры – количеством точек.

Противники раннего развития утверждают, что возрастные особенности ребенка требуют своевременного развития тех или иных функций. Спешка в данном случае наносит непоправимы урон нежной психике малыша. Хотя, безусловно, соблазн попасть в «окно возможностей» (период от рождения до трех лет) очень велик.

Известный американский нейрофизиолог Джон Брауэр, автор книги «Миф первых трех лет: Новый взгляд на раннее развитие», утверждает, что «до сир пор не существует надежных исследований, которые четко указали бы, какой силы, интенсивности и качества должны быть раздражители; также нет доказательств, которые бы подтвердили длительный эффект таких раздражителей во времени. Зато хорошо изучено влияние негативное влияние стрессов на процесс образования связей между нервными клетками».

Практически все системы раннего развития стимулируют работу левого полушария мозга, отвечающего за логику и абстрактное мышление. У малышей же должно доминировать правое, связанное с эмоциями, образным мышлением, творчеством.

Итак, чрезмерная и несвоевременная нагрузка приводит к неврозам и вредит здоровью малыша. Ведь зачастую время, потраченное обучение, — время, отнятое у здоровья: свежего воздуха, солнца, воды, двигательной активности.

Так чему же отдать предпочтение: довериться природе и пусть все идет своим чередом или по максимуму использовать «период возможностей» и загрузить малыша по максимуму? Здесь определяющую роль должны сыграть здравый смысл и любовь к собственному ребёнку. И помните, что спокойной и дружелюбной атмосферы, где удовлетворены физические и эмоциональные потребности ребенка, вполне достаточно для оптимального развития малыша.

Плюсы и минусы раннего развития детей

Рождение ребёнка можно смело назвать самым радостным моментом в жизни семьи. Но, помимо целого сонма радостных забот, возникают и неоднозначные вопросы. К таким проблемным моментам можно отнести и дилемму о необходимости раннего развития ребёнка, особенно в свете растущей популярности такового в последнее время.

Некоторые родители практически с момента рождения ребёнка записывают своё чадо в различные кружки и секции, при этом они убеждены, что без знания счёта, письма и иностранных языков в самом раннем возрасте обойтись невозможно. Другие же настаивают, что ребёнок имеет право на счастливое и беззаботное детство с играми и прогулками, правильным питанием и здоровым обеденным сном. Безусловно, раннее развитие имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Попробуем определить основные плюсы и минусыраннего развития ребёнка, чтобы каждый родитель мог осознанно сделать свой выбор с максимальной пользой для своего ребёнка.

Задолго до рождения ребёнка, будущие мамы и папы, встречают информацию о малышах, которые в два года читают, а в детском саду решают арифметические задачи для младшего школьного возраста. Конечно же, появляется идея — а не вырастить ли гения и нам? Тем более, что существуют специальные методики, системы воспитания, специализированные учебные заведения и курсы. Но всё ли так гладко, нет ли скрытых опасностей и подводных камней?

Для начала попробуем определиться с самыми популярными методиками, которые активно продвигаются производителями и находятся у всех на слуху. Разнообразные подходы можно классифицировать в зависимости от степени участия родителей в раннем развитии ребёнка:

Не очень справедливо будет обобщать перечисленные методики при характеристике плюсов и минусов раннего развития ребёнка. Каждая из них прошла испытание временем, набрала значительное количество приверженцев. Поэтому, исключительно для примера, приведём некоторые положительные и отрицательные стороны некоторых из них.

Методика Сесиль Лупан, ориентированная на формирование систематизированных энциклопедических знаний, способствует активному стимулированию органов чувств, всестороннему развитию интеллекта, даёт возможность контролировать эмоциональное состояние ребёнка. В то же время, данная методика требует большого количества подручных материалов, существенных временных затрат со стороны родителей, ребёнку будет нечего делать в первом классе школы.

Методика Никитиных, направленная на раннее интеллектуальное развитие в обучении через игру, развивает сообразительность и самостоятельность, формирует базу для изучения точных наук, создаёт гармонию в развитии интеллекта и тела. К минусам этой методики можно отнести: отказ от творческого самовыражения, отсутствие этического воспитания, предусматривает возможность ребёнка заниматься только тем, что им интересно, не формирует усидчивости.

Таким образом, целый ряд положительных сторон можно найти в любой зарекомендовавшей себя методике, равно как и отрицательные аспекты. И всё же, полезно ли раннее развитие?

Минусы методики раннего развития ребёнка

Даже самая эффективная методика не учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Чрезмерное увлечение ранним развитием может сформировать отвращение к получению знаний уже в раннем школьном возрасте.

Следовательно, единого мнения к необходимости раннего развития не существует, и возможность применения какой-либо из методик в отношении ребёнка будет зависеть исключительно от его готовности воспринимать новые знания и готовности родителей предоставить такую возможность.

История создания

Вальдорфская методика (или методика Штайнера) была создана  в 1919 году в Германии. Ее основоположники Рудольф Штайнер ( создал педагогику на основе антропософской науки) и Эмиль Мольт (экономически обосновал ее). Методику Штайнера иногда называют самой философской методикой раннего развития. В ее основе лежит антропософия – достаточно сложное философское направление. Именно это и является одним из камней преткновения в неприятии этой методики последователями православия и других религий. Однако, при подробном изучении этой методики можно отметить, что для раннего развития влияние антропософского учения минимально.

Плюсы и минусы Вальдорфской школы

Из плюсов однозначно следует отметить очень сильный упор на творческое развитие ребенка, отсутствие шкалы оценок и индивидуальный подход. Обучение для ребенка проходит более гармонично.

Из минусов, то, что система обучения не совпадает с требованиями сильных ВУЗов, и у ребенка, окончившего эту школу, могут быть трудности с поступлением в сильный Вуз.

Основные принципы воспитания ребенка по Вальдорфской методике:

Следует отметить негативное отношение к «неживым» материалам, например пластмассе. Предпочтение отдается куклам, сделанным своими руками, вязанным шерстяным зверятам, игрушкам из дерева. Например, ребенку дают куклу из материи и предлагают разрисовать ей личико, придумать одежду.

Вальдорфская методика хороша для детей с гуманитарными склонностями, замечательная для будущих художников, воспитателей, врачей. Однако, если ребенок более склонен или родители более склонны к экономической сфере, то возможно,  этот путь развития не подойдет.

Выбор за Вами, дорогие родители! Самое главное помнить, что любая методика хороша, если она учитывает индивидуальные особенности ребенка и не навязывается ему насильно.

Меню