Методики раннего развития детей методика никитиных

Методика Никитиных

Более 50 лет назад на советскую педагогическую систему произвела эффект разорвавшейся бомбы новая методика раннего развития, разработанная супругами-педагогами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. Свою методику они разрабатывали на примере собственной многодетной семьи. В 50 -х годах они переехали в подмосковный поселок Болшево. Местные жители, которые наблюдали их методику, что называется своими собственными глазами, были поражены тем, как воспитывают своих детей Никитины. Их дети обладали богатырским здоровьем: зимой они бегали по снегу, выполняли далеко не простые гимнастические упражнения, получали, казалось, непосильные физические нагрузки для детского организма. Азы чтения и математики они осваивали к 3-4 годам, а к 7 годам они значительно опережали своих сверстников как в физическом, умственном, так и интеллектуальном развитии. Борис Никитин сам придумывал для них огромное количество логических задач, которые дети решали с огромным удовольствием и с неподдельным интересом. Это сразу заметили педагоги, которые обучали детей в школе.

Их считали новаторами в советской педагогической системе, но Никитины утверждают, что ничего принципиально нового в их методики нет, а наоборот, они всего лишь обратили свой взор назад, к истокам. Никитины настаивают, что для лучшего развития детям очень полезно быть ближе к природе. Это и является основой их методики. Необходимы также труд и естественность. Детям необходимо позволить самим распоряжаться своим временем, быть хозяевами своим поступкам, словам. Но при этом необходимо ненавязчиво направлять их, подталкивать к совершению правильных поступков.

Одним из самых важных составляющих для формирования личности и полноценного развития ребенка супруги Никитины считают поддержание физического контакта матери и ребенка как можно дольше. В качестве примера они приводят опыт африканских женщин, которые в течении полутора-двух лет носят детей у себя за спиной. Такой длительный и тесный контакт с матерью действует эффективнее, чем различные укрепляющие и развивающие упражнения. Их методика очень гармонична и естественна. Никитины утверждают, что для развития детей очень не полезен строгий режим, который присутствует в детских садах. По их мнению это может сильно переутомить ребенка, и даже отбить желание учиться. Создать непринужденную обстановку-вот главная задача родителей в развитии детей, она побуждает ребенка развиваться, исследовать и узнавать. Поэтому они настоятельно рекомендуют отказаться от пеленания детей, так как у малыша отсутствует возможность шевелиться и двигаться.  Ведь чем больше малыш увидит и потрогает, тем больше информации он впитает из окружающего мира. Все, что окружает ребенка должно пробуждать в нем любопытство. Желание познать новое в дальнейшем будет способствовать успешности в обучении.  А когда ребенок начнет ползать нужно предоставить ему полную свободу передвижения. Только, конечно, предварительно необходимо убрать вещи, потенциально опасные для ребенка. Пусть он ползает, берет все что ему нравиться, исследует. И это должны быть не только его игрушки, но и посуда инструменты, книги и т. д. Так он получит гораздо больше информации об окружающих предметах, чем из каких нибудь развивающих упражнений. Конечно, все должно происходит под присмотром взрослого.

Никитины считают, что советские родители совершали две основные ошибки в воспитании. Одной из них они называют — заорганизованность, что означает чрезмерную опеку, заботу, постоянные занятия, развлечения, у ребенка совершенно не остается времени на самостоятельную деятельность, свои собственные игры. А вторая ошибка это полная противоположностью первой. Они называют это- заброшенностью ребенка. Такие родители думают, что достаточно накормить, одеть и уложить спать ребенка. На этом их забота заканчивается. А ведь такие действия непременно ведут к эмоциональному и психологическому голоданию, и в особо тяжелых случаях, даже к задержке умственного развития. Развитие творческих способностей, по мнению Никитиных, -это основная задача родителей.

Они ввели понятие «НУВЭРС»- необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Эта их теория утверждает, что с годами утрачивается способность к развитию. Они доказывают, что наиболее продуктивно способности у ребенка закладываются только лишь в детском возрасте. Поэтому так необходимо позволить детям развиваться самим, делать, трогать все что им хочется. Незаметно направлять их к совершению правильных поступков.

Главной задачей родителей, по мнению супругов Никитиных, - помочь своему ребенка развиться в самостоятельную личность, развить индивидуальность. На первый план нужно обязательно поставить желания самого ребенка, а не пытаться осуществить свои, когда-то несбывшиеся мечты.

Суть методики Никитиных

Уже более пятидесяти лет педагогическая методика многодетной семьи Никитиных эффективно работает во многих семьях и не теряет актуальности не только на территории СНГ, но и в других странах мира. Главные авторы методики супружеская пара педагогов Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, пробудившие настоящую революцию в советской педагогике благодаря своим теориям. Именно они были первыми ученым на территории советского пространства, которые начали говорить о необходимости раннего развития детей. С тех пор методика Никитиных обзавелась большим количеством сторонников и последователей.

Борис Павлович говорил о своей методике, что она формировалась постепенно, а не появилась сразу в целостном систематизированном виде. Благодаря длительным наблюдениям, исследованиям и опытам не только с воспитанниками детских садов и школ, но и со своими собственными детьми, методика «обогащалась» гипотезами, методами и доказательствами ее эффективности.

Развивающие игры

Сами Никитины начинали педагогическую работу со своими детьми, когда малышам было примерно полгода. Уже в этом возрасте детки Никитиных начинали играть с кубиками и буквами, а в итоге, читали уже в три года, а в 5 изучали географию и историю. Именно игровая форма обучения является секретом успеха семейства Никитиных. Ведь ребенок не знает, что играет с пособием, которое предназначено для старшего возраста, поэтому сам преодолевает те или иные затруднения и осваивает более взрослую программу гораздо раньше, чем остальные.

Чем больше пособий для игр получит ваш ребенок, тем быстрее он будет развиваться. Малыш не должен скучать, каждая игра должна увлекать его, заставлять учиться

чему-то

Логические игры – универсальный способ развития когнитивных способностей ребенка. Но здесь важно чтобы и родители принимали в этих играх такое ж участие, что и малыш. Если родитель будет показывать свою заинтересованность, ребенок тоже обязательно увлечется, если же папе абсолютно неинтересна игра, то не ждите, что малыш увлеченно будет играть в одиночестве. Поэтому сопереживайте малышу, вместе добивайтесь успеха в решении проблемы.

Никитин самостоятельно создал большое количество развивающих игр и пособий. Все эти пособия и игры были направленны на обучение ребенка передавать и получать информацию по разным источникам. Иногда малышу нужно было прочитать правила вслух, а иногда, расшифровать таблицу или схему, чтобы понять, как нужно играть.

Все игра Никитины имеют несколько вариантов решения, единого алгоритма не существует. Благодаря этому развивается творческое мышление малыша, он учится гибкости и неординарности решения задач, что, безусловно, гораздо полезнее, чем действие по одному и тому же алгоритму. Таким образом, для каждой семьи одна и та же игра будет иметь свои правила и способы решения задачи.

Чем больше вариантов игры вы придумаете, тем дольше она будет интересной для ребенка. Ведь если каждый раз играя, малыш будет приходить к новому результату, делать новое открытие, то и игра никогда не станет для него скучной.

Никитины утверждали, что  возможности человека постепенно угасают. То есть чем старше он становится, тем меньше у него шансов изучить

что-то

Раннее развитие детей

Сознательное отношение к родительству свойственно значительному числу людей. Мамы и папы, бабушки и дедушки становятся на позицию педагогов-психологов, когда овладевают какой-либо системой развивающего обучения. Каждая методика может быть использована творчески: они не исключают друг друга, а взаимодополняют.

Существует несколько основных методик раннего развития детей, наиболее популярны методики Монтессори, Домана, Никитина, Зайцева. Приглядимся к ним повнимательнее.

Методика Глена Домана

Следующая методика разрабатывалась в 40 годах ХХ столетия известным врачом Гленом Доманом. Он опирался на то, что наиболее эффективно ребёнок учится в период до 3 лет и начинать обучение нужно с физического развития. Малыш должен получать как

Раннее развитие детей

Программы раннего развития ребенка

     Некоторые специалисты утверждают, что до пяти лет мозг ребенка способен усваивать все данные ему знания в неограниченном количестве. Именно это утверждение движет родителями, и они хотят применить на своем ребенке все известные программы раннего развития. Все родители желают, чтоб их ребенок был лучший, но мало кто понимает, что это всего лишь теория, у которой нет научного подтверждения. Это, конечно, не причина для того чтоб отказаться от раннего развития совсем, но нужно иметь какую-то грань, чтоб все занятия принесли пользу, а не наоборот вред.

Некоторые родители считают, что если с ребенком заниматься по программам раннего развития, то он обязательно станет вундеркиндом. Специалисты утверждают, что большой объем информации, непосильный для возраста ребенка может привести к очень плохим последствиям. Всю ту информацию, что ребенок получил на различных занятиях, не только не запомнит, а еще и все перепутает, а хуже закончиться неврозом.   И поэтому программы раннего развития нужно достаточно тщательно выбирать и правильно применять.

Методика Никитиных

Каждый ребенок наделен неограниченными способностями к развитию. Причем нет какой-то определенной сферы человеческого существования, которая была бы выделена. Дети способны воспринимать и усваивать информацию из любой сферы деятельности. И задача воспитания развить эти способности по возможному максимуму. В самое подходящее для этого время — в младенчестве. Поскольку позже происходит угасание этой великой способности и дети просто будут компенсировать не дополученное в раннем возрасте.

Для этой цели методика раннего развития Никитиных требует создания среды, направленной на опережающее развитие. Это означает, что все пространство, которое окружает ребенка, должно содержать стимулы для совершенствования. Обязанность родителей не мешать развитию, а предлагать условия с немного более сложными заданиями, чем ребенок в состоянии выполнить.

Меню