Методики раннего развития детей методика марии монтессори

Методика раннего развития Марии Монтессори

Если перед вами встал выбор группы развивающих занятий или детского сада для своего малыша, хотим обратить ваше внимание на педагогическую методику раннего развития Марии Монтессори.

Рассмотрев подробнее основные принципы данной педагогической системы, сопоставив все «за» и «против», можно прийти к вполне осознанному решению: стоит ли вашему ребёнку посещать занятия в группе-Монтессори.

Основание методики Основателем данной педагогики является Мария Монтессори, ставшая первой женщиной итальянкой, получившей диплом врача. Более века тому назад, не столь демократичные как теперь общественные взгляды считали, что присутствие женщины в клинике попросту не уместно. В связи с этим досадным предрассудком, Мария долго не могла устроиться на должность по специальности. Однако, будучи целеустремленной женщиной, ей всё же удалось устроиться врачом в клинику для душевнобольных детей. Проникшись переживаниями и заботой к своим пациентам, женщина-врач с энтузиазмом принялась за исследования психиатрии и психологии, придя в итоге к новаторству в педагогике. Мария разработала ряд специальных упражнений для раннего развития своих подопечных и упорно занималась с ними. Результат этих занятий достоин уважения, ведь её умственно отсталые выпускники, сдавшие экзамен по орфографии и письму, показали результат, ни чем не уступающий работам здоровых сверстников.

Основные принципы педагогической системы Педагогика Монтессори подразумевает воспитание независимой и свободной личности, обучение ребёнка самостоятельному принятию решений, ответственности и уверенности в себе. Добиться эффективного результата можно, следуя нескольким принципам воспитания:

• Предоставление ребёнку максимальной свободы выбора занятий; • Учёт индивидуальных особенностей ребенка; • Создание условий для самостоятельного раннего развития ребенка; • Помощь ребёнку лишь тогда, когда он сам просит о ней.

Чаще всего Центра методики воспитания Монтессори приглашают детей в возрасте от одного года. Младшая группа формируется из детей в возрасте от одного года до шести лет, а старшая – от семи до двенадцати лет.

Дисциплинарные вопросы Ключевое понятие методики Монтессори – свобода действий. Для того чтобы воспитать свободную личность, в первую очередь необходимо научить ребёнка уважать свободу других, в связи с этим, в группах-Монтессори имеются четко установленные правила:

• Нельзя шуметь, мешая другим; • Нельзя мешать другим детям, если они заняты; • При выборе места для работы, нужно учитывать интересы окружающих людей; • После завершения игр, нужно приводить в порядок рабочее место; • Все предоставленные материалы, находятся в группе в одном экземпляре и если материал занят, ребенок может наблюдать за работой, ожидая своей очереди.

Прежде чем записывать своего ребенка в группу-Монтессори, обязательно пообщайтесь с педагогами и другими родителями, чьи дети уже занимаются по данной системе.

ОБЛАКО МЕТОК

«Нельзя» для мам!!! Никогда не ругайте ребенка за то, что он делает что-то неправильно,  за то,что он что-то пролил, уронил. Не вмешивайтесь, не делайте за ребенка его работу.Не перегружайте малыша. Как только видите, что он устал — переключайте внимание. Пусть отдохнет. Всегда относитесь с уважением к ребенку и его желаниям. Ему важно, что его считают полноправным членом семьи, что считаются с его мнением. В интеренете ходит такая история, я уже и не вспомню, кто автор, но она очень важна и поучительна (думаю, многие её знают): «Пришла семья в ресторан.  Официантка приняла заказы у родителей и обратилась к ребенку: «А ты что будешь?» — на что тот ответил: «Мне, пожалуйста, картошку фри». Мама сразу всполошилась и сказала:»Нет, принесите ему салат». Реакция официантки была неожиданной, она опять обратилась к мальчику: «Вам картошку с кетчупом или соусом?». Затем она принесла заказ мальчика. И знаете, что он сказал? Он сказал родителям «Представляете, она подумала, что я настоящий!!!» Не будем спорить на счет полезности картошки и правильного питания мамы. Задумайтесь о том, что сказал мальчик! Он-настоящий! Это применимо и к нашим занятиям. Уважайте ребенка и относитесь, как ко взрослому.

 1. Прищепки и фигурки. Предложите малышу прищепки и различные предметы, на которые их можно прицепить, например, кружочки бумаги, ведерко, ткань, веревочка. Из прищепок можно соорудить цветок, солнце, человечка. Можно развешивать платочки на веревку с помощью прищепок.

Режем ножницами.  Покажите малышу, как правильно резать ножницами. Не бойтесь. Сейчас есть специальные пластмассовые ножницы, которые отлично режут бумагу, а малыш не поранится. Можно просто вырезать фигурки, а можно сделать картинки с линиями отреза.

Бассейн для пальчиков. Возьмите ведерко и насыпьте в него любую крупу (пшено, рис, гречку). Потом всыпьте туда фасоль или какие-нибудь мелкие игрушки. Пусть малыш запускает ручку в ведерко и ищет предметы.  Если ребенок старше 2,5-3 лет, можно предложить ему угадывать по очертаниям и ощущениям предмет.

Размешай ложкой. Дайте ребенку стакан с теплой водой и пусть он пробует размешивать сахар, соль, пищевые красители.  Можно, чтобы он сам сначала пробовал положить ложкой сахар из баночки в стакан, а потом перемешать. Очень хорошо тренирует мелкую моторику и учит необходимым навыкам.

Найди крышку. Предложите малышу несколько бутылок и крышек от них, различных по диаметру. Пусть подберет нужную крышку.

6.  Мешочек. В мешочек кладем предметы, хорошо знакомы ребенку. Он должен, не вытаскивая предмет из него, определить — что это. Для более старших детишек, которые знают буквы, можно помещать карточки с выпуклыми или нашитыми шершавыми буквами, пусть «читают» пальчиками.

Золушка. В миске перемешайте манку и рис, предложите ребенку выбирать рисинки. Когда он поймет, что это сложно и трудоемко, предложите ему сито. Пусть он теперь просеивает смесь: манка будет уходить, а рис останется!

Бусинки и пинцет. Предложите малышу разложить цветные бусинки из миски пинцетом по коробочкам. Если для ребенка пока это задание очень сложное, можно раскладывать не бусинки, а, например, разкрашенный поролон, его проще зацепить.

Пишем на песке/крупе. Нужен лоточек с песком или мелкой крупой (типа манки). Предложите малышку порисовать пальчиком на песочке. Можно усложнить — предлагать рисовать определенные фигуры или буквы. Даже тот ребенок, который не знает букв, с удовольствием будет вырисовывать их на песочке. Можно рисовать не только пальчиком, но и палочками.

10. Еще одна разновидность игр с песком. Ребенок получает мисочку с песочком, бисером или крупой. Он должен заполнить материалом предложенный рисунок или выложить дорожки. Для этого можно взять любую раскраску или нарисовать дорожки самой.

На сегодня все))) Я рассказала вам о  способах развития мелкой моторики и про игры, развивающие мелкую моторику. Продолжение следует…

ОБЛАКО МЕТОК

Мария Монтессори родилась в конце 19 века. В своей стране она стала первым врачом-женщиной. Ей приходилось лечить детей, страдающих слабоумием. И не раз она задавалась вопросом, а что было бы, если бы этих детей помещали не в психиатрические учреждения, а в нормальную среду, с игрушками, общением, книжками? Изучив эту проблему и труды многих ученых, Мария приходит к выводу, что слабоумие — проблема не медицинская, а педагогическая. Она возглавляет школу для детей с отклонениями в развитии, занимается разработкой методик и материалов для их обучения.  И спустя некоторое время, благодаря её методикам, дети в её школе начинают писать, читать и считать даже раньше обычных здоровых сверстников.

Мария начала изучать педагогику здорового ребенка и в 1907 года открывает дом ребенка, это что-то типа нашего садика, где дети находятся с 9 до 16 часов. Здесь все было устроено так, чтобы научить ребенка самостоятельности, развить его всесторонне. А главное, взрослые не лезли, не ругали детей за промахи, а только поддерживали стремление детей исследовать и изучать. Уже в 1909 году метод признали во всем мире. К Марии Монтессори стали приезжать педагоги со всего мира. В 1929 году организована Международная Монтессори-организация. Сейчас методика Марии Монтессори – самая распространенная во всем мире.  В России создана «Российская ассоциация Монтессори-педагогов», на основе её метода работают группы раннего развития, садики. В группы раннего развития принимают практически с рождения: с 2 до 16 месяцев, другие группы – с 16 мес до 3 лет и с 3 до 6 лет.

Кстати, в дореволюционной России по системе Монтессори работало много детских садов и особых групп раннего развития. Но эти сады были закрыты уже в конце 20-х годов, так как «система не соответствует социалистическим основам воспитания», а проще говоря, делает детей особенными и всесторонне развитыми, независимыми, свободно мыслящими людьми, а не всех как под копирку. Какая «свобода» при диктаторском режиме? Грустно, но хорошо, что все возвращается.

Итак, что же такое «Метод Монтессори»?

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть.  Основной принцип системы Монтессори – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, к саморазвитию. Девиз этого метода: «Помоги мне сделать это самому». Монтессори считала, что обучать – это значит не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми и создавать развивающую среду. Педагог никогда не действует за ребенка, не навязывает ему игру, материал, он только объясняет и показывает. Малыш всему учится сам. Так он учится самостоятельности, он учится сам делать открытия. Ведь как ребенок научится самостоятельности, если его постоянно одевает мама, умывает мама, руки моет мама. Для мамы проще сделать самой и побыстрее, чем подождать, пока ребенок сам все сделает, еще и испачкается-запутается-намокнет. А это все на корню убивает самостоятельность ребенка и он уже привыкает к тому, что ему до школы одевают памперс, застегивают молнию на курточке, кормят с ложечки и убирают за ним игрушки.  В садиках Монтессори же ребенок все делает сам. Его учит окружающая среда. Опыт Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит игрушками должны бать те предметы, которыми мы пользуемся в быту. Главное, чтобы малыш мог с ними заниматься, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу, ткань, шить, нанизывать бусы, вытирать пыл, мыть пол..

Огромное значение для создания развивающей среды имеют дидактические материалы и пособия. Они создают развивающую среду. В такой среде малыш усваивает законы мира: стекло бьется, песок сыплется, вода льется, предметы бывают большими и маленькими и т.д. Монтессори отметила, что если ребенок на практике убеждается с том, что, например, в одну бутылку помещается вода, а в другую нет, то он сам, без посторонней помощи и повторении сделает вывод: есть большие и маленькие объемы. Игры с предметами разной формы, размера, фактуры развивают мелкую моторику. Это способствует речевому развитию и развитию интеллекта.

Меню